Историк из Туркменистана рассказал о жизни ученого Востока Абу Али Ибн Сины

Джума Оразклычев напомнил, что за свою трудовую биографию Авиценна подарил людям сотни книг, охватывающих 29 научных областей.

Ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана, постоянный автор издания CentralAsia.news Джума Оразклычев представил читательской аудитории портала свою очередную работу. В новой статье учёный рассказал о жизни, судьбе и научно-практическом поприще величайшего учёного и врачевателя Востока X–XI веков Абу Али Ибн Сины.

Всемирное признание

Нью-Йорк, 1986 год. В книжные магазины поступил роман Ноа Гордона «Физик», который пользуется в США столь небывалым спросом, что парижское издательство, спешно заключив с американцами контракт, приступает к переводу романа на французский язык и уже через два года роман с новым названием «Исфаханский врач» начинает свое победное шествие по Франции, Швейцарии и Бельгии. 

Герой романа, действие которого происходит в начале XI века, двадцатилетний англичанин Роб, мечтающий стать лекарем, понимает, что проникнуть в тайны волшебного ремесла можно только на Востоке у лучшего врача в мире — Авиценны. Во имя своей мечты Роб решается на дальнее путешествие и прибывает в Исфахан.

«Исфаханский врач» ярким метеором ворвался в современную жизнь Европы, в которой после распространения книгопечатания в XV века его «Канон врачебной науки» был самой популярной после Библии книгой. 

Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг.) известен на Западе как Авиценна. Когда произносится это имя, сразу предстает образ легендарного энциклопедиста. Трудно представить, что человек может не просто вместить в себя такой огромный объем знаний, но и выплеснуть все это в изящном стиле в 450 книгах, охватывающих 29 научных областей. Причем почти вся его жизнь, за исключением редких перерывов, прошла в скитаниях, и он был вынужден порой писать свои книги, многие из которых изложены в форме поэм звучными образными стихами, буквально верхом, на коне. 

Талант и трудолюбие

Свои исключительные способности Ибн Сина проявил уже в раннем возрасте. В 10 лет он уже знал наизусть Коран. Отправившись в школу для изучения мусульманской юриспруденции, он оказался самым младшим из учеников, но вскоре к нему за советом стали обращаться и взрослые, хотя ему было тогда всего 12 лет. Изучив с приехавшим в Бухару ученым Абу Абдаллахом Натили логику, философию, геометрию и астрономию, он с 14 лет начинает заниматься самостоятельно. 

Работоспособность Ибн Сины была ошеломляющей. О своем шестнадцатилетнем возрасте он рассказывает так: «В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук. Возвращаясь к ночи в свое жилище, я ставил перед собой светильник и погружался в чтение или письмо… Когда же сон окончательно одолевал меня, то и во сне продолжал обдумывать вопросы, которыми занимался наяву». 

Несмотря на юный возраст, Ибн Сина уже слыл хорошим врачом в Бухаре. Когда занемог эмир Бухары, и придворные медики ничего не смогли сделать, обратились к 16-летнему Ибн Сине. Болезнь эмира отступила перед знаниями молодого врача, который отмечал, что научился «многим приёмам лечения, которых нельзя найти в книгах». В награду за лечение юноша, считавший высшим богатством знания, попросил разрешения пользоваться дворцовой библиотекой, которая слыла лучшей на всем Ближнем Востоке. 

Пилигрим знаний

В 1002 г. он покидает родную Бухару, полагая, что на время, но на самом деле навсегда. Гордый и независимый характер Ибн Сины будет гнать его всю жизнь из одного города в другой. Он побывает у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гурганджа, Рея, Хамадана, Исфахана. Впереди будут и лишения, и вершина власти, когда он станет визирем, будет и тюремное заключение. 

Первые шесть лет жизни вдали от дома он проведет в Хорезме. Именно здесь 22-летнего Ибн Сину стали называть «князем врачей». В 1008 г. Султан Махмуд Газневи предлагает Ибн Сине поступить к нему на службу. На это предложение, которое было равнозначно приказу, гордый Ибн Сина отвечает отказом и незамедлительно седлает коня. В течение семи последующих лет, проведенных в постоянных скитаниях, он, зарабатывая на хлеб врачеванием, продолжал напряженно работать и написал более десятка книг. 

Наконец, судьба его приводит в Хамадан, в котором он задержится на 9 лет. В этот период определенной стабильности Ибн Сина помимо научной деятельности находит время и для участия в государственных делах эмирата. Его острый ум и обширные знания были быстро оценены эмиром Шамс ад-Давлом, который назначил Ибн Сину визирем, получив таким образом и мудрого советника, и личного врача. Но даже усыпанные розами периоды жизни порой омрачаются шипами. У Ибн Сины появились завистливые враги из окружения эмира, которые все же добились своего: Ибн Сина был изгнан из Хамадана. Шамс ад-Давл вскоре понял, что допустил ошибку: не слушая больше интриганов, он велит вернуть Ибн Сину и вновь назначает его визирем. 

После смерти эмира Ибн Сина, понимая, что завистники не оставят его в покое, пытается перейти на службу к правителю Исфахана. Прознав про это, враги воспользовались этим поводом для заточения его в крепость. Выйдя на свободу через несколько месяцев, Ибн Сина покидает Хамадан и последние годы жизни проводит при дворе исфаханского эмира Ала ад-Давла. 

На труды Ибн Сины опирались Да Винчи и Везалий 

Как бы жестоко с ним ни обращалась судьба, ни в роскоши, ни в нищете Ибн Сина не прекращает научной работы. Он не раз лишался своего имущества, погибла его библиотека, в том числе его философская энциклопедия в 20-ти томах «Справедливость». Из всех его трудов сохранились только 275 книг, но и они говорят о колоссальном вкладе Ибн Сины в развитие научной мысли не только Востока, но и Запада. 

Его труды по медицине внимательно изучали Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) и основоположник научной анатомии Андреас Везалий (1514–1564 гг.), служивший лейб-медиком императора Римской империи Карла V и испанского короля Филиппа II. «Канон врачебной науки», утверждавший принцип лечения больного, а не болезни, оставался основным руководством для преподавания на медицинских факультетах европейских университетов вплоть до XVIII века, оказав сильное влияние на развитие медицины в Европе. 

Из известных нам трудов Ибн Сины 40 посвящены астрономии и естествознанию. Им предложен новый метод определения долготы путем вычислений по правилам сферической тригонометрии. Один только энциклопедический труд «Книга исцеления» охватывает логику, физику, биологию, психологию, геометрию, арифметику, музыку, астрономию, а также метафизику. 

Божественный светильник

Сила знаний Ибн Сины была столь велика, что даже о смерти этого человека сохранилось предание, которое гласит, что Ибн Сина решил дать бой смерти. 

Он приготовил 40 снадобий и продиктовал своему ученику, в какой последовательности надо их использовать, чтобы вернуть его к жизни. Когда пришло время, ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как розовеют щеки, появляется дыхание. Когда оставалось применить содержимое последнего сосуда, помолодевшее тело Ибн Сины уже казалось готово было проснуться и заговорить. Это настолько потрясло ученика, что от чрезмерного волнения он выронил последний сосуд, и спасительная смесь ушла в землю. 

Но поединок со смертью Ибн Сина выиграл. Великий ученый по-прежнему как «божественный светильник» призывает «возвысить душу знаньями».

23 июн 2023, 10:29
Источник фото: скриншот с иллюстрации

Живая история Туркменистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Туркменистанa