Хамроев перечислил, какие обещания не выполнил президент Мирзиёев

Эксперт заявил, что даже переход власти после смерти Ислама Каримова был осуществлён с нарушением Конституции.

В Узбекистане с 23 июля стартовала избирательная кампания – в октябре в республике пройдут президентские выборы. Нынешний глава государства Шавкат Мирзиёев уже почти пять лет управляет страной. За эти годы президент не только произвёл существенные кадровые перестановки, но и вывел государство из изоляции. 

Именно при Мирзиёеве огромную популярность обрело слово либерализация. Глава государства озвучил и немало обещаний, связанных с благополучием Узбекистана и граждан. Всё ли удалось выполнить Мирзиёеву? С этим вопросом редакция CentralAsia.news обратилась к политическому эксперту Бахрому Хамроеву.

Щедрый на обещания

Собеседник, в первую очередь, обратил внимание на путь Мирзиёева к власти. Эксперт утверждает, что бывший премьер-министр Узбекистана начал его с нарушения Конституции, предусматривающей временный переход президентских полномочий в случае смерти действующего главы государства, только к председателю парламента. Политик нуждался в приобретении политических баллов и стремился завоевать популярность в народе, а также признание легитимности за рубежом, прежде всего на Западе.

– Поэтому на обещания он не скупился. В числе основных его обещаний можно назвать следующие. В первую очередь, это смягчение политического режима. Мирзиёев говорил, что к старым порядкам возврата нет. При этом, конкретных планов он не озвучивал, хотя постоянно указывал на необходимость изменений и реформ. Тем не менее, усталость от «каримовского авторитаризма» в народе была столь сильна, что даже при отсутствии определённых обещаний либерализации, подтверждённых конкретной программой, общие слова Мирзиёева легли на подготовленную почву и с доверием и благодарностью восприняты населением, – отметил Хамроев. 

Хотя определённые шаги либерального характера действительно были предприняты. Некоторые, в прошлом оппозиционные партии, как «Бирлик» и «Эрк», были разрешены, проведена активная работа с узбекскими правозащитниками. В результате такой деятельности последние убеждались в изменении курса правительства, отметил собеседник. Ряд политзаключённых освободили после подписок о том, что те не будут заниматься антигосударственной деятельностью. 

– Эти нехитрые мероприятия принесли свои плоды, которых не смогла обеспечить прямолинейная репрессивная политика Каримова. Вчерашняя оппозиция стала провластной, а Мирзиёев на время превратился во всенародного любимца. Эти же меры изменили и имидж Узбекистана на Западе, где президент стал восприниматься в качестве реформатора и почти что либерала, – прокомментировал собеседник.

Вместе с тем, необходимо понимать, что все эти меры имели весьма ограниченные масштабы, констатировал политолог. Полноценный пересмотр дел политзаключённых и реабилитация не были проведены, не прекратились и политические репрессии. Хамроев считает, что после оттепели первых лет президентства, с закреплением власти Мирзиёева, вернулась и практика возбуждения политически мотивированных дел и арестов в отношении оставшихся критиков власти, блогеров и активистов. В качестве примера он привёл недавние аресты блогеров Фозилходжы Орифходжаева, Озодбека Курбанова и Отабека Сатторова.  

– По моему убеждению, ситуация по сравнению с временами Каримова, в определённых моментах даже ухудшилась. Дело в том, что уход значительной части бывшей оппозиции под Мирзиёева и создание им обманчивой видимости либерализации формируют в том числе и на уровне международного сообщества мнение о происходящих либеральных реформах, которых в действительности нет, – заявил эксперт.

Хамроев подчеркнул, что в начале своего президентства Мирзиёев обещал установить всеобщую выборность исполнительной власти. По его словам, избираться должны были, начиная от главы местной администраций и до губернатора (хокима). Это обещание осталось полностью нереализованным. Вся вертикаль власти по-прежнему назначается из центра.

Провал в борьбе с коррупцией

Президент в своих речах особое внимание обращал на борьбу с коррупцией, требовал жёсткого наказания для казнокрадов, напомнил собеседник. Мирзиёев даже заявил, что если его требования будут саботироваться, то он сложит с себя полномочия. Политолог убеждён, что уголовные дела за коррупцию были возбуждены лишь в отношении лиц, близких к окружению бывшего президента Каримова. Примерами он назвал следствие в отношении Гульнары Каримовой и бывшего генпрокурора Рашида Кадирова. Иными словами, правосудие коснулось тех, кто не вошёл в пул самого Мирзиёева.

– Их место заняли люди, про которых в народе говорят «клейма негде ставить». Фактически, борьба с коррупцией и преступностью вылились в широкомасштабный передел собственности и банальную экспроприацию. У состоявшихся крупных бизнесменов, как Абдугани Мирзаева, забирают бизнес, а самих их сажают на длительные сроки. При этом, активы в итоге переходят к родственникам и доверенным лицам президента, – считает эксперт.

Жизнь не стала лучше

Ключевым посылом президентских обещаний были меры по улучшению уровня жизни населения, созданию новых рабочих мест, оживлению инвестиционного климата и облегчению ведения бизнеса. По мнению собеседника, можно сказать, что рядовые граждане не увидели существенных улучшений. Узбекистан как был одним из мировых лидеров по трудовой миграции, так им и остался. Никаких значительных новых производств в стране основано не было. 

Хамроев констатировал, что власти в качестве своего достижения постоянно указывают на привлечение значительных инвестиционных и кредитных средств из-за рубежа. Вот только по поводу их расходования остаются большие вопросы.

– Как я уже отметил выше, никаких значительных новых производств в республике создано не было, безработица остаётся зашкаливающей, зато началось активное строительство элитной недвижимости, торговых и развлекательных центров, – отметил политолог.

Напомнил Хамроев и про обещание обеспечить неукоснительное соблюдение трудовых прав граждан. Речь шла, прежде всего, о проблеме принудительного сбора хлопка, в том числе детьми. Собеседник сообщил, что никакой программы по изменению ситуации до сих пор не принято.

По факту

Хамроев прямо заявил, что ни одно из обещаний Мирзиёева надлежащим образом не выполнено. Президент, придя к власти, не огласил никакой конкретной программы реформ, а все его заверения имели общий, популистский характер. До сегодняшнего дня так и не разработаны стратегии, программы. 

Эксперт считает, что такое положение не создаёт условий для устойчивого развития, а предполагает возможность возврата к прошлому, что зачастую и происходит. 

– Можно констатировать и тот факт, что всерьёз выполнять обещания изначально и не предполагалось, а их цель заключалась совсем в другом. С укреплением власти Мирзиёева отпадает и необходимость в создании видимости реформаторства. Подтверждением этому является возврат к «завинчиванию гаек», к практике преследований по политическим мотивам, – заявил эксперт. 

В заключение Хамроев предположил, что единственным правдоподобным сценарием представляется возврат к авторитаризму. Отдельная вина за это ляжет на плечи западных стран, которые поддержали Мирзиёева, несмотря на события в Андижане в 2005 году, а затем и «обход» Конституции.

26 июл 2021, 13:05
Источник фото: facebook.com/politimigrant

Живая история Центральной Азии. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Узбекистанa