Хамроев: Узбекистан при Мирзиёеве глубже роет себе «долговую яму»

Эксперт привёл пример того, как республика стала зависимой от других стран-кредиторов.

Минэкономразвития Узбекистана подписало в мае соглашение со Всемирным банком. Международная финансовая структура предоставит республике льготный кредит на 289 миллионов долларов.

С одной стороны, это может пойти на пользу стране, ведь деньги потратят на услуги водоснабжения и канализации для населения. Да и предоставление серьёзной для Узбекистана суммы может говорить о доверии к Ташкенту, успешной либеральной политике президента Шавката Мирзиёева. Однако есть и «вторая сторона медали». Политолог Бахром Хамроев в беседе с редакцией CentralAsia.news констатировал, что республика стала слишком уж часто брать кредиты. При нынешнем лидере внешний долг Узбекистана растёт «чудовищными» темпами.

Счёт идёт на миллиарды

Говоря о кредитовании, нужно четко понимать, что никто не даёт в долг из альтруистических соображений. Кредитор всегда предполагает получить прибыль, контроль или иную выгоду в результате заимствования, подчеркнул собеседник. Перед получателем кредита обязательно возникнет момент расплаты.

– Бывший президент Узбекистана Ислам Каримов, при всех его недостатках, прекрасно это понимал. Согласно своим приоритетам в виде обеспечения независимости Узбекистана любой ценой, он стремился сводить долговые отношения с иностранными игроками к минимуму, и по возможности обходиться собственными силами. В результате, Шавкат Мирзиеев принял страну с долгом всего в 5 миллиардов долларов, – обратил внимание Хамроев.

Нынешний лидер, по мнению правозащитника, в данном аспекте повёл страну совершенно противоположным курсом. Почти за пять лет президентства Мирзиёева внешний долг республики вырос до 32 миллиардов долларов. Эксперт констатировал, что приоритетом стало не обеспечение независимости, а лавирование между крупными игроками и безудержное набирание кредитов под предлогом необходимости изыскания средств для решения оставшихся от прежнего правителя проблем.

Непонятная стратегия

Бахром Хамроев дал понять, что основная проблема кроется вовсе не в пристрастии Ташкента к займам.

– У государства отсутствует внятная стратегия политических и экономических реформ, нет условий для устойчивого экономического развития, отсутствуют  действительно масштабные и амбициозные проекты в экономике. Всё это, мягко говоря, вызывает сомнения в способности эффективно освоить огромные кредиты, с пользой пустить их на развитие экономики, и вернуть долги со всеми процентами, – пояснил политолог. 

Собеседник считает, что узбекские власти привлекают большой объём кредитных средств, но это обеспечивает лишь временный эффект. Население видит некие экономические успехи, это приводит к укреплению рейтинга главы государства. В то же время наносится ущерб развитию республики в долгосрочном масштабе. Хамроев объяснил, что бремя возврата денег перейдёт «по наследству» нынешней молодёжи, а не коснётся правительства Мирзиёева. Эксперт убеждён, что действия нынешнего лидера говорят об отсутствии высокого приоритета независимости Узбекистана, как это было при Каримове.

Инструмент влияния

Кредиторы, располагающие возможностями давать в долг Узбекистану огромные деньги, надеются получить от этого выгоду. Во всяком случае, приобретаются рычаги как экономического, так и политического влияния в регионе, не сомневается Хамроев. 

– Яркий пример – Китай, который является одним из основных кредиторов Ташкента. Целый ряд ключевых предприятий уже перешёл под контроль китайских партнёров. КНР активно участвует в разработке месторождений полезных ископаемых. Логистическая, и в первую очередь, железнодорожная инфраструктура также перешли под контроль Китая. Естественно, полученные китайской стороной преференции возникли не на пустом месте. И конечно, кроме чисто экономических вопросов, Узбекистан вынужден всё больше оглядываться на Пекин и в вопросах политики, – выразил мнение эксперт.

Преследуя соответствующие цели, кроме Китая, «наперегонки» кредитуют Узбекистан и США, европейские страны и Россия. Хамроев напомнил, что Российская Федерация  недавно предоставила республике кредит на 4 миллиарда долларов.

По мнению собеседника, чем больше кредитуют одни, тем больше стремятся дать другие. Хамроев полагает, что через подобные вливания международные игроки преследуют цель увеличить степень собственного участия в регионе и контроля. При этом, интересы этих государств зачастую имеют противоположный характер. 

– Узбекистан в этой ситуации действует по принципу «ласковый телёнок двух маток сосет». Подобная стратегия, как я уже упомянул, может иметь лишь временный эффект. В долгосрочной перспективе она ведёт к утрате позиций, попаданию страны под контроль внешних игроков, а каждого молодого узбекистанца – в долговую кабалу, – сделал вывод Хамроев.

27 май 2021, 13:39
Источник фото: facebook.com

Живая история Центральной Азии. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Узбекистанa