По мнению собеседника, Союз молодёжи решал задачи в интересах президента, но не граждан.
В Узбекистане в сентябре начались массовые увольнения сотрудников Союза молодёжи республики. Согласно решению Центрального совета Союза молодёжи, принятому в конце августа, увольнению подлежали 60-80% работников в зависимости от того, областное отделение или районное. По словам многих сотрудников, их не собираются брать в недавно созданное Агентство по делам молодёжи. Что происходит в молодёжной политике республики? Зачем вообще тогда создавался Союз молодёжи сроком на три года? Ситуацию для читателей CentralAsia.news прояснил эксперт Бахром Хамроев.
Опора Мирзиёева
Смерть в 2016 году президента Узбекистана Ислама Каримова вовсе не означала, что с приходом нового лидера за неделю сменится «эпоха». Во властных структурах оставалась масса ставленников именно Каримова. Ставший президентом Шавкат Мирзиёев не мог не понимать, что свои позиции надо укреплять, если он хочет быть полноценным главой государства, а не просто заменой прежнего лидера, которому бы указания теперь отдавала «старая гвардия».
По мнению Хамроева, Союз молодёжи создавался вовсе не как масштабная организация, ставшая бы фундаментом для развития молодёжной политики. Создание предполагало решение конкретных задач за определенный промежуток времени. Иными словами, не было намерения, чтобы организация стала бы постоянно действующей, как например, министерство. Просто Мирзиёевым и его соратниками было решено, что одним из векторов по наращиванию позиций станет обеспечение роста популярности среди молодёжи.
— На момент создания «Союза Молодёжи» в 2017 году Шавкат Мирзиеев, только-только пришедший к власти, сменив скоропостижно скончавшегося Ислама Каримова, не чувствовал себя уверенно в должности руководителя государства. Соответственно, он остро нуждался в получении контроля над ключевыми сферами общественной жизни и, естественно, ему было необходимо заручиться лояльностью молодёжи, — отметил собеседник.
Разумеется, молодёжная организация в Узбекистане не была изобретением нынешнего президента. Ещё при Каримове существовало общественное движение молодёжи «Камолот». На вопрос, а зачем понадобилось создавать дублирующую структуру, ответил эксперт.
— Мирзиёев не мог положиться на «каримовские» структуры, такие, как «Камолот», превратившийся в закосневшую организацию, не обладавшую никаким авторитетом, наподобие позднесоветского Комсомола, — сказал собеседник.
Хамроев также напомнил, что «Камолот» жёстко высказывался за полную независимость Узбекистана. Призывы и взгляды организации едва ли пошли бы на пользу российско-узбекским связям. «Полная независимость» якобы от Москвы не отвечала изменившейся внешней политике Ташкента.
Так и появилась организация, которая не была связана с прежним и противоречивым в оценках режимом.
— Мирзиёев создал видимость активной работы с молодёжью и учёта её интересов. На этом фоне он приобретал имидж прогрессивного политика, рвущего с каримовскими традициями косности и геронтократии, — заявил эксперт.
Задачи и перспективы
Бахром Хамроев обратил внимание, что в Средней Азии далеко не все политики считают, что развитие молодёжи может быть самостоятельным. Формирование идеологии, по их мнению, должно быть под полным контролем, особенно это касается религиозного аспекта.
— Создание же молодёжных организаций под крылом государства призвано заполнить идеологический вакуум. Подобный „комсомол“, выступающий под девизом: «Мы поддерживаем президента», в частности, проводил в учебных заведениях массированную агитационно-пропагандистскую работу по поддержке политики Мирзиёева, а также по купированию альтернативных путей развития молодёжи, вплоть до пикетирования мечетей с целью предотвращения их посещения в учебное время, — рассказал собеседник.
По мнению эксперта, основные задачи Союз молодёжи уже выполнил, нынешний режим обрёл солидную поддержку и не видит уже необходимости тратить большие суммы на неправительственное молодёжное движение.
Если отбросить «верхи» и политический фактор, то для самой молодёжи организация была малополезной. Те проблемы, с которыми сталкиваются молодые граждане, толком и не решались. Наиболее острым так и остается вопрос с трудоустройством. Молодёжи приходится массово уезжать в другие страны на заработки. Пандемия коронавируса с последующим закрытием границ усугубили ситуацию. Остаются сложности для молодых семей и с устройством детей в садики и школы, приобретением жилья.
Эксперт добавил, что «плодить» новые молодёжные организации будет бессмысленным делом. Власти должны осуществить коренные реформы, исходя из желания улучшить жизнь граждан, а не только заниматься формированием идеологии и контролем в молодёжной среде.