Эксперт-аналитик Валерий Чумакин считает, что недавнее назначение главы ARETI Игоря Макарова экспертом по туркменской нефти и газу может продвинуть строительство трансафганского газопровода.
Глава Международной группы компаний ARETI (с головным офисом в Женеве, Швейцария) Игорь Макаров 29 августа назначен специалистом-экспертом при советнике президента Туркменистана по нефтегазовым вопросам. В прошлый четверг туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов принял в Ашхабаде своего советника по нефтегазовым вопросам Ягшигельды Какаева, а также Макарова. Тогда Какаев и предложил кандидатуру российского бизнесмена на эту должность. Новость прокомментировал в интервью CentralAsia.news эксперт-аналитик по Туркменистану Валерий Чумакин.
— Валерий, что, по-вашему, стоит за назначением руководителя ARETI экспертом по туркменской нефти и газу?
— Оцениваю этот шаг Ашхабада как сугубо прагматичный. Туркменские власти всегда стремились и стремятся диверсифицировать экспортные направления своих энергоресурсов. Сейчас страна поставляет природный газ в Китай и Россию, а также строит магистральный газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия — ТАПИ. Считаю, что тут Туркменистану и понадобятся услуги Игоря Макарова. Состоя официально в должности эксперта в аппарате советника президента страны по нефтегазовым вопросам, он может продвигать проект и ускорить строительство ТАПИ. Предположу, что в скором времени начнут проявлять интерес к проекту трансафганской газовой магистрали зарубежные компании, в том числе и российские.
— А почему Ашхабад остановился на кандидатуре главы ARETI?
— Потому что Макаров идеально подходит для этой миссии. Игорь Викторович родился и вырос в Ашхабаде. Он и сейчас большой друг Туркменистана. Но самое главное — у него огромный опыт работы в нефтегазовой отрасли и обширные деловые связи в России и Европе. В 1992 году Макаров создал и возглавил Международную группу компаний «ИТЕРА» [с 2015 года — МГК «АРЕТИ»] — первую частную газовую компанию России. И смог превратить её в крупного игрока на международном энергетическом рынке. «ИТЕРА» до 2006 года закупала большие объёмы туркменского голубого топлива и продавала его в Украине и других странах. Сейчас у ARETI нефтегазовые проекты на туркменском шельфе Каспийского моря. Одним словом, у Макарова богатый опыт и бесспорная профессиональная репутация.
— Вы уверены, что российский бизнесмен займётся именно продвижением туркменского проекта ТАПИ?
— Тут я полагаюсь на собственное чутьё. На самом деле произошло много событий в Туркменистане, регионе и мире, косвенно подтверждающих моё мнение.
До последнего времени главным препятствием на пути ТАПИ называлась нестабильная обстановка в Афганистане. Спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад 1 сентября заявил, что в Дохе (Катар) завершился девятый раунд переговоров США с радикальным движением «Талибан» (организация запрещена в РФ) по внутриафганскому урегулированию. По его словам, стороны находятся «на пороге соглашения, которое снизит насилие и откроет для афганцев возможность сесть за стол переговоров, чтобы согласовать устойчивый мир».
Немногим ранее — 28 августа — официальный представитель МИДа России Мария Захарова заявила, что Москва готова выступить свидетелем подписания или гарантом выполнения соглашений между США и движением талибов, если поступит соответствующее обращение сторон. Это говорит о том, что мир в Афганистане не за горами.
Если продолжить логическую цепочку, то глава Туркменистана назначил Макарова экспертом по нефтегазовым вопросам 29 августа. А 30 августа туркменский президент на заседании правительства поручил вице-премьеру Мыратгелди Мередову особо контролировать вопросы обустройства месторождения Галкыныш, призванного на первом этапе стать поставщиком голубого топлива для ТАПИ, а также тщательно продумать планы его дальнейшего развития. Туркменский лидер также потребовал активно привлекать в отрасль иностранных инвесторов.
Напомню, Бердымухамедов и Макаров встретились ещё 8 августа в Авазе накануне Первого Каспийского экономического форума — КЭФ-2019. На встрече со всей вероятностью шла речь в том числе и о продвижении ТАПИ.
— Как вы оцениваете успех проекта ТАПИ?
— Высоко. ТАПИ — это уникальный проект. Его поддерживают и глобальные игроки, и авторитетные международные организации, и тем более — афганский народ. Перспективы трансафганской газовой артерии более подробно изложил ещё в апреле этого года туркменский эксперт Усса Уссаев, главный редактор электронной газеты нефтегазового комплекса Туркменистана Nebit-gaz.
Другой эксперт в сфере энергетики — Бердимырат Мурадов — в мае предсказал развитие и укрепление туркмено-российского энергетического сотрудничества. Сейчас в строительстве ТАПИ используются трубы российского производства. Всё это внушает надежду, что российские нефтегазовые и строительные компании серьёзно заинтересуются участием в проекте, несущем мир, тепло и тысячи рабочих мест в многострадальный Афганистан.