Начиная с 2017 года, в республике наблюдается относительная стабилизация макроэкономических показателей.
Кандидат экономических наук, председатель Союза экономистов Туркменистана Юрий Аронский, в интервью онлайн-радио «Голос СНГ» рассказал о темпах роста туркменской экономики.
В 2015-2016 годах определённые затруднения и непростая обстановка, сложившиеся в экономической и финансовой сферах торговых и экономических партнёров Туркменистана, начала оказывать определенное влияние на ряд отраслей страны. Это выразилось в снижении объёмов экспортно-импортных операций в отраслях, прежде всего, углеводородного сектора, и как следствие, в некотором сдерживании роста национальной экономики. Так, согласно данным Государственного комитета Туркменистана по статистике, если в 2014 году темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) составлял 110,3%, то в 2015-2018 годах уже в диапазоне 106,2―106,5%.
Эксперт отметил положительный фактор некоторого снижения зависимости Туркменистана от углеводородного сектора, благодаря проведению реструктуризации экономики, что исключило спад экономики в целом.
Для улучшения надежного обеспечения населения товарами и услугами, а также чтобы добиться положительного торгового баланса страны, в мае 2015 года президент Туркменистана утвердил Государственную программу по увеличению объёмов экспортной продукции и Государственную программу по организации производств импортозамещающей продукции.
В рамках первой программы намечены 33 проекта в химической индустрии, промышленности, легкой промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, фармацевтике.
Вторая программа предусматривает реализацию 81 проекта, будут построены современные предприятия по выпуску строительной, химической, бытовой и другой продукции на основе местного сырья. Планируется построить предприятия по переработке и производству различных видов мясо-молочных продуктов, плодоовощной и рыбной продукции.
― В настоящее время проведена работа, к примеру, по размещению туркменского текстиля на российском рынке, в частности, открытие ряда магазинов и складов в городе Иваново, а также специализированного магазина в городе Орёл. ― отметил эксперт.
Почти сразу появились первые результаты реализации Государственных программ: так соотношение объемов импорта (траты на закупки за рубежом) к ВВП снизилось с 39,2% в 2015 году до 36,4 % в 2016 году.
С вводом в 2016 году в эксплуатацию Марыйского карбамидного завода увеличился объём экспорта удобрений в Иран, Афганистан и Турцию. Наращивание объёмов текстильной продукции из хлопка способствовало увеличению её экспорта, в основном, в Турцию и Россию. Высокий урожай пшеницы в последние годы обеспечил удовлетворение внутренней потребности в муке и увеличение экспортных объёмов пшеницы и пшеничной муки в Иран, Афганистан. Вырос экспорт растительного хлопкового масла, экстракта солодкового корня.
С 2011 года Туркменистан стал экспортировать излишки выращиваемого продовольственного зерна. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) ООН в 2015 году удостоила Туркмению специальной награды за достижения в области обеспечения продовольственной безопасности как одной из целей развития тысячелетия, определенных в программе ФАО на период по 2015 год, ― подчеркнул Аронский.
― Сегодня можно сказать, что, начиная с 2017 года в стране наблюдается стабилизация и на макроэкономическом уровне. В последние годы продолжали несколько снижаться объёмы экспортно-импортных операций в отдельных отраслях. Если в 2017 году наблюдалось отрицательное сальдо платёжного баланса, то в 2018 году за счёт существенного снижения импорта и наращивания экспорта этот показатель вновь стал положительным. То есть в 2018 году, в отличие от предыдущих нескольких лет, экспортировано за рубеж продукции больше, чем закуплено, и в страну опять начала поступать валюта, ― подчеркнул Аронский.
В завершении эксперт подчеркнул, что рост ВВП Туркменистана в 2017-2018 годах во многом определяется динамичным развитием промышленности, доля которой в структуре главного макроэкономического показателя страны составляет в 2018 году ― 32,2%, что существенно выше остальных отраслей экономики. Так, в 2018 году доля сельского хозяйства в ВВП ― 11,0%, строительства ― 12,6%, транспорта и связи – 9,9%, торговли ― 13,8%.