Ахалтекинец признан благородной и величественной породой верховых лошадей

По случаю праздника ахалтекинского скакуна преподаватель вуза мировых языков рассказала об истории их происхождения и связи с аргамаками.

Каждый год в Туркменистане в последнее воскресенье апреля отмечается национальный праздник – День ахалтекинского скакуна. По случаю этого замечательного праздника, выпавшего в этом году на 30 апреля, преподаватель кафедры теории и практики русского языка Туркменского национального института мировых языков имени Довлетмаммеда Азади Мариям Оразова рассказала редакции CentralAsia.news об истории и происхождении ахалтекинских скакунов, а также их тесной связи с древними аргамаками.

– Во всех уголках нашей Родины проходят многочисленные традиционные спортивные соревнования по конным видам спорта. Проводятся также международные научные конференции на тему «Туркменский скакун и мировое искусство коневодства». Ахалтекинец – на туркменском «Ахал-теке», дословно обозначает лошадь племени Теке из оазиса Ахал. Ахалтекинцы занесены в Красную книгу и находятся под защитой и охраной нашего государства. С 2011 года по инициативе председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухаммедова функционирует Международный ахалтекинский конноспортивный комплекс в Туркменистане, благодаря которому развивается отечественные конные виды спорта, – начала свой рассказ собеседница.

Ахалтекинец – благородная и величественная порода верховых лошадей. Ареалом её обитания является Туркменистан. На протяжении 5000 лет туркменский народ с трепетом и особой гордостью относился к ахалтекинским скакунам. В подтверждение тому являются дестаны, которые слагали предки туркмен. И сегодня чистокровные скакуны считаются национальным достоянием народа. Темпераментный и изящный конь как символ независимости и свободы помещен на государственный герб страны. Предки туркмен вели кочевой образ жизни и роль коня в их жизни была неоценима. Конь – это древнейшее средство передвижения, и верный друг человека. Конь для туркмен – священное животное. В Туркменистане скакунов не принято дарить, продавать или обменивать, а конское мясо запрещено употреблять в пищу.

Будучи потомками диких и одомашненных лошадей, которые паслись в пустыне Каракумы, ахалтекинцы унаследовали от своих собратьев невероятную выносливость и умение приспосабливаться к окружающим условиям. Бережное и трепетное отношение к лошадям туркмены пронесли через века. Коневоды описывают скакунов ахалтекинской породы как лёгких, подвижных, темпераментных, любопытных и работоспособных. В самом деле, эта лошадь изначально требует к себе уважения, всем своим характером демонстрируя хозяину, что с ней следует обращаться с честью и достоинством. Однако местное население уже давно поняло, как унять гордый нрав ахалтекинских скакунов и сделать их своими верными друзьями. За внешней хрупкостью этих лошадей скрывается изящность, грациозность, невероятная выносливость, а также преданность своему хозяину.

– Прообраз ахалтекинца присутствует и в легендах народов Средней Азии. Среди прочих есть легенда повествующая о красивых и резвых «Небесных скакунах», за которыми ещё до нашей эры в Ферганскую долину приезжали китайские гонцы. Небесные скакуны имели длинные ноги и вытянутое туловище. Аргамаки были розового цвета от того, что потели кровью. В действительности данное описания грациозных, чистокровных скакунов полностью совпадает с обликом ахалтекинцев. Их тонкая кожа, сквозь неё легко проступает сетка кровеносных сосудов, тем самым объясняется розоватый тон их кожи, – уточнила Оразова.

Одна из знаменитых легенд «О небесных скакунах» позволяет предположить, что ахалтекинцы – это потомки аргамаков». Вот одна из них:

В III-I веках до нашей эры на территории Ферганской долины существовало могущественное государство Давань. Столицей государства был город Эрши, который был окружён крепостными стенами и сторожевыми башнями из кирпича. Правил государством царь Мугуа, главной опорой которого был совет старейшин, наделённый большими полномочиями в решении важных государственных вопросов, а также устанавливающий взаимоотношения с другими странами и принимающий послов. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Особой гордостью Ферганы были скакуны. Именно поэтому Давань называли страной «небесных скакунов», которые, по словам старцев, принадлежали самим богам и к ним относились с особым трепетом и заботой.

По изяществу, выносливости и резвости бега не было равных этим коням. И знал каждый человек, что нет более ценного товара и более ценного подарка, чем ферганские скакуны. Аргамаки послужили яблоком раздора между государством Давань и Китайской империей. Необыкновенной красотой пленили аргамаки всех, кто за ними наблюдал. Кроме того китайский народ слагал о них легенды, по одной из которых император Китая мог стать бессмертным, если доберётся на «небесном скакуне» до страны бессмертия и отведает на высокой горе яблоко бессмертия. Однако это лишь легенда, в действительности, желание обладать быстроногими и выносливыми конями можно объяснить в надобности конниц китайским воинам.

Согласно легенде, китайский император направляет в Ферганскую долину гонцов. Прибывший во главе этой делегации китайский посол вёл себя надменно и требовал выдать 300 голов аргамаков. Возмущённый его поведением, совет старейшин не только отказал, но и вынес решение казнить посла. Для китайского императора это стало лучшим поводом начала войны с даваньцами. Он направил в Давань армию из 6 тысяч конных воинов и нескольких тысяч пехотинцев для завоевания Ферганы. Возглавил её полководец Ли Гуанли. Потеряв большую часть войска в сражении за пограничный город Ю (находился недалеко от современного города Узген), Ли Гуанли был вынужден вернуться в Китай. Однако император вновь направил военачальника в поход против маленькой Ферганы, теперь уже во главе стотысячного войска. Ли Гуанли, не сумев взять город во второй раз, оставил там часть войска, а сам направился завоевывать столицу – Эрши.

Царь даваньцев Мугуа был уверен, что китайцы придут снова, и понимал безнадёжность сражения в открытом бою с многотысячными войсками китайцев. Надеясь на помощь, он предупредил своих соседей — могущественных кангюев – о наступлении китайцев, а затем приказал населению запастись водой, едой и запереть все городские ворота. Город приготовился к обороне.

Сорок дней китайцы держали Эрши в осаде. Чтобы оставить город без воды, они повернули русло реки, питающей город, в другую сторону, но осаждённые жители выкопали глубокие колодцы и вновь обеспечили себя водой. Китайцы разрушили внешние стены, опоясывавшие город, но перед ними выросли другие, ещё более крепкие, внутренние стены.

Никто не знает, сколько ещё пришлось бы ждать завоевателям, если бы не нашлись предатели среди осаждённых. Давно мечтавший о власти вельможа Моцай вместе со своими приспешниками убил мужественного царя Мугуа. Совет старейшин запросил мира у китайцев в обмен на голову царя, на что Ли Гуанли дал своё согласие. По условиям мира, ферганцы преподнесли китайцам несколько десятков чистокровных аргамаков и 3 тысячи скакунов. После этого на трон взошёл Моцай, а Давань потерпела поражение. Большие потери понёс и китайский император: в сражениях погибли 90 тысяч его воинов. Из 3 тысяч скакунов в Китай попала только тысяча.

После ухода китайцев совет старейшин приговорил предателя Моцая к смерти. Царем Давани стал младший брат Мугуа — Чань Фынь. В короткий срок Фергана сумела вновь обрести независимость, а китайские правители больше не вмешивались в её дела. В 5 веке Фергана вошла в состав государства эфталитов, а в 6 веке её подчинили тюрки.

– Данная легенда ещё раз подтверждает, что ахалтекинские кони – это достояние туркменского народа, которое пришло из древности, – завершила свой занимательный рассказ Мариям Оразова.

01 май 2023, 13:38
Источник фото: centralasia.news

Живая история Туркменистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Туркменистанa