Политолог отметил, что во время выборов не потребовались технические фальсификации.
Президентские выборы в Узбекистане завершились уверенной победой действующего лидера республики Шавката Мирзиёева. Его результат составил 80 процентов голосов. Итог выборов едва ли мог стать неожиданностью. Ведь даже до начала голосования Шавкат Мирзиёев уже уверенно планировал визиты в другие страны в качестве президента.
Политический эксперт Бахром Хамроев в беседе с редакцией CentralAsia.news также нисколько не удивлен исходом кампании. Он обратил внимание, что как таковых технических фальсификаций во время выборов могло и не быть. В этом не было необходимости лишь потому, что все было подготовлено для победы конкретного кандидата.
Неправильный приход
Политолог склоняется к версии, что еще в 2016 году будущий президент пришел к власти, нарушив положение Конституции. Мнение Хамроева основывается на странном отказе спикера парламента Нигматуллы Юлдашева стать и.о. главы государства.
— Изначально приход к власти нынешнего президента Шавката Мирзиёева произошел с нарушением Конституции Узбекистана. В случае смерти действующего президента, исполнять его обязанности должен был председатель парламента. Однако Нигматулла Юлдашев, занимавший тогда эту должность, в нарушение закона, сразу же отказался принять на себя соответствующие обязанности, передав их Шавкату Мирзиёеву, бывшему на тот момент председателем правительства, — выразил точку зрения эксперт.
По мнению собеседника, такие комбинации стали возможными только потому, что законодательный орган хоть и стоит на верхушке власти, но является «технической» структурой.
— Вторым человеком в реальной структуре власти в стране являлся председатель правительства, и было очевидно, что власть из рук он упускать не собирается, — считает эксперт.
Нужные преобразования
Бахром Хамроев подчеркнул, что система власти при Мирзиёеве не претерпела коренных изменений. В то же время были осуществлены «косметические преобразования, чтобы укрепление власти преподнести широким массам под видом демократических реформ. Эксперт обратил внимание, что ключевую составляющую популистских шагов составляла догма об улучшении благополучия народа.
Собеседник редакции убежден, что в Узбекистане якобы до сих пор ведется преследование по политическим мотивам. В то же время власти провели информационную кампанию, освободив несколько политических узников.
— Несмотря на то, что ни одно из громких обещаний президента, по сути, не было полноценно реализовано, ожидавший изменений народ был рад даже не самим реформам, а хотя бы надеждам на них. Репрессии по политическим мотивам хоть и не прекратились, зато освобождение некоторого числа политзаключенных было широко прорекламировано, — заявил собеседник.
Эксперт не сомневается, что консолидация власти в руках нынешнего президента не обошлась без кумовства и назначений «своих» людей не высокие должности. Хамроев прямо сказал, что прошедшая в республике антикоррупционная «чистка» больше походила на смещение с должностей родственников первого президента Ислама Каримова.
Собеседник редакции констатировал, что результат Мирзиёева на нынешних выборах можно расценивать как чрезмерно высокий. Таких показателей не позволял себе даже Каримов. Хамроев выразил уверенность, что все политические преобразования и события в стране направлены в первую очередь на укрепление власти в руках главы государства.
— Шавкат Мирзиёев не собирается оставлять власть в принципе, но, подобно своему предшественнику, планирует окончить свои дни в президентском кабинете, — резюмировал Бахром Хамроев.