На фоне разгоревшегося торгового противостояния с США единственным надёжным и стабильным источником экономически и экологически оправданных энергетических ресурсов в краткосрочной и среднесрочной перспективе становится туркменский трубопроводный газ.
В первой половине октября текущего года Китай полностью отказался от покупки американского сжиженного газа на внутренний рынок. Об этом сообщило британское информагентство Reuters со ссылкой на свои источники.
Решение Китая стало ответной реакцией на «торговую войну», которую развязал Вашингтон в надежде сбалансировать торговый оборот между двумя мировыми экономиками.
В сентябре текущего года США ввёл 25 процентные пошлины на более чем 300 наименований китайских товаров. Китай отреагировал зеркально. В «ответный» список товаров, на которые были введены дополнительные пошлины, вошёл и сжиженный природный газ, поставляемый американскими корпорациями.
В начале октябре Китай полностью отказался от импорта американского СПГ.
По данным международных трейдеров, в 2017 году Китай импортировал 3,6 млн. тонн сжиженного газа (эквивалентно 4,87 млрд кубометров) из США. Американские корпорации заняли в прошлом году третью строчку по объёмам продаж в Китай этого энергоносителя, уступив лишь австралийским поставщикам и оттеснив на третье место катарский газ.
Несмотря торговое противостояние с США китайская экономика, динамика роста которой незначительно уменьшилась, продолжает испытывать на себе прессинг возрастающего спроса на энергоносители.
Холодная зима 2017-го года, подтолкнуло Китай на увеличение поставок импортного газа. По собственным планам XIII пятилетки Поднебесной, в 2020 году потребление должно составить 340 млрд кубометров. По прогнозам Международного энергетического агентства в 2020 году Китаю потребуется 300 млрд кубометров газа, по оценке Академии общественных наук Китая, потребление природного газа в 2030 году составит 520 млрд кубометров в год, а в 2050-м — 800 млрд кубометров.
На сегодняшний день самым крупным и стабильным поставщиком энергоносителей в Поднебесную является Туркменистан.
Российский проект «Сила Сибири» мощностью 38 млрд. кубометров газа начнёт подавать газ Китай только в 2019 году. При этом для выхода газотранспортной магистрали на проектную мощность потребуется определённое время. Переговоры «Газпрома» по проекту «Сила Сибири 2» фактически не продвигаются из-за спора по цене.
В 2017 году экономика Китая потребила 237,3 млрд. кубометров газа, из них 147,4 млрд. кубометров произвели в стране, 89,9 млрд. кубометров газа было импортировано. Более трети, а точнее 36% от суммарного китайского импорта «голубого топлива» составил трубопроводный газ, добытый в Туркменистане. Туркменский газ составил 86,5% процентов от общего импорта трубопроводного газа Китая. Но при соблюдении сторонами всех первоначальных финансовых условий, Туркменистан в полной мере имеет возможности, нарастит объем экспорта газа в Китай.
Но Туркменистан не стоит на месте и активно без оглядки на Китай диверсифицирует экспортные направления трубопроводного газа. В начале октября текущего года о возобновлении закупок туркменского газа неоднократно заявил «Газпром» в лице гендиректора Компании Алексей Миллера. Затянувшиеся газовые прения между Москвой и Ашхабадом партнёры решили «полюбовно». О чём на международном нефтегазовом форуме ADIPEC заявил советник президента Туркменистана Ягшыгелди Какаев.
С подписанием Каспийской конвенции, которая «дала зелёный свет» прокладке Таранскаспйиской газовой трубы, начали более конкретно вырисовываться контуры экспорта туркменских энергоносителей в Европу. Так, в ходе встречи туркменской делегации в Германии, чиновники из Еврокомиссии обязались оказать содействие в поисках инвестора для Транскаспийской газовой артерии.
Активная работа туркменского правительства по проекту Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) дали ощутимые результаты. Строительство международного проекта уже активно осуществляется в Туркменистане и параллельно в Афганистане. В Пакистане закончены все инженерно-изыскательные работы, необходимо только определиться с непосредственным строительным подрядчиком, тендер для выбора которого уже объявлен.
Сейчас на территории туркменского участка МГП укладываются трубы отправленные компанией «Global Pipeline». Морские и железнодорожные караваны между портами Даммам и Туркменбаши обеспечивают фронт строительных работ в приграничных районах. Также ожидается начало поставок других производителей трубной продукции. Инвестиции Саудовской Аравии на данное время составляют 740 млн. долларов США. Ведётся работа по привлечению финансов Азиатских и Европейских банков.
В данном свете вполне закономерным выглядит заявление главного исполнительного директора компании «TAPI Pipeline Company Ltd» М. Аманова, что первый газ в Пакистан через 24 месяца. Но еще до этого срока, газ начнут подавать в Афганистан.
Наравне с развитием экспортных маршрутов Туркменистан значительно расширил внутреннюю переработку газа, в аспекте изготовления из него полипропилена, полиэтилена и карбамида.
В октябре 2018-го, успешно введён в строй Полимерный завод в Киянлы. Завершаются строительные работы первого в мире завода по производству бензина из газа. Поступают множество предложений инвестпроектов в области газохимии. Ведутся переговоры по строительству более 5-и новых заводов в этой отрасли. Компании из Японии, Кореи, Европы, США, России и стран Арабского мира изъявляют желание в этом направлении.
На фоне разгоревшегося торгового противостояния с США единственным надёжным и стабильным источником экономически и экологически оправданных энергетических ресурсов в краткосрочной и среднесрочной перспективе становится туркменский трубопроводный газ. Туркменистан зарекомендовавший себя как надёжный поставщик более выгоден для Китая.
Но, обладающий колоссальными доказанными запасами газа, а также развитой газодобывающей, перерабатывающей и газотранспортной системой, Туркменистан вряд ли согласится отдать прерогативу китайской стороне, не имея от этого каких либо явных экономических выгод. В данном случае Китаю придётся предложить новые условия поставок туркменской стороне.