Политолог Джалилов отметил «бурление» в обществе и угрозу режиму Рахмона

Эксперт объяснил, чем грозит активность ПИВТ в республике и почему нарушены договоренности времен 90-х.

Таджикские власти продолжают бороться с запрещенной в стране Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). В начале февраля суд заочно вынес приговор лидеру этой организации Мухиддину Кабири. Его признали виновным по нескольким статьям, однако подробности Фемида не раскрыла. 

Стоит отметить, что сейчас у ПИВТ в республике весьма скромное количество сторонников. Почему только сейчас осудили Кабири? Ведь партия уже несколько лет признана в Таджикистане запрещенной. Репрессии в адрес ПИВТ прокомментировал редакции CentralAsia.news политолог Рустам Джалилов, который сделал экскурс в историю и охарактеризовал внутриполитическую ситуацию в Таджикистане. 

Баланс сил ушел в прошлое

Эксперт обратил внимание, что для оценки действий нынешних властей республики необходимо вспомнить историю. Речь идет о Гражданской войне в Таджикистане, на фоне которой действующий президент Эмомали Рахмон пришел к власти. По мнению политолога, нельзя считать полностью независимым установившийся режим. Джалилов убежден, что восхождение Рахмона и подписание договоренностей непосредственно было связано с политикой России.

«Рахмон пришел к власти более 25 лет назад, в конце Гражданской войны как компромиссная фигура между теми, кто поддерживал Народный фронт и теми, кто стал потом называться Объединенной таджикской оппозицией. В 1997 году под эгидой РФ было подписано мирное соглашение. Речь в документе была не только о прекращении огня, но и об определенном месте каждой из сторон конфликта в независимом Таджикистане», - заявил собеседник редакции.

Рустам Джалилов напомнил, что в 1997 году статус у ПИВТ был совершенно иным. Ее члены входили в состав парламента, занимали посты в других органах государственной власти. В глобальном масштабе, у партии были свой электорат и конкретные задачи в общественно-политической жизни республики.

В 2015 году деятельность партии в стране была признана незаконной. Причину этого собеседник редакции связывает со сменой политических деятелей в России и «возросшим аппетитом правящего режима». Оказывается, советский опыт и менталитет были более гибкими и практичными.

«Стоит напомнить, что мир заключался при участии Москвы. В 1997 году в России были определенные силы с политическими планами, люди, получившие опыт и знания в СССР. Им было не чуждо понятие баланс сил. Они понимали, что невозможно делать ставку только  на одну сторону конфликта в Таджикистане. Политики потому и разработали варианты компромиссов, которые привели к тем мирным договоренностям», - подчеркнул собеседник.

Политолог констатировал, что начавшиеся гонения на ПИВТ ознаменовались денонсацией соглашения 90-х годов. Эксперт отметил, что в Москве ничего не имели против такого курса таджикских властей. Это связано со сменой лиц в высоких политических кругах РФ, где вместо компромисса и баланса сил основой стали прямолинейность и ставка на одного лидера. 

Что беспокоит Рахмона

Президент Таджикистана заинтересован в династическом правлении в республике, для этого он пытается укрепить во власти своего сына Рустама, подчеркнул политолог. Однако молодой политик является слабой фигурой, в реальной борьбе его смогут легко обойти. Джалилов обратил внимание, что шаткое положение Рустама Эмомали – далеко не самое главное, что волнует президента. По мнению эксперта, накаляется обстановка в обществе страны.

«Нынешний Таджикистан находится в латентном бурлящем состоянии. Это  связано не только с тем, что масса мигрантов сидит на родине и не может из-за коронавируса уехать на заработки. Это последствия многолетних действий политиков. Например, «расчистка» бизнеса для своих - узкого круга людей. Я говорю о тех, кто может заниматься крупным бизнесом, иметь солидную собственность», - считает собеседник.

По мнению политолога, настроение людей таково, что любая политическая сила, способная заявить о себе и «организовать активность граждан», может спровоцировать народные волнения, летальные для режима Рахмона. Внешняя поддержка кураторов не поможет президенту. Люди устали от тяжелого материального положения, отметил политолог.

«Даже легальное поле политики находится в запущенном состоянии. Политический деятель, поднимающий голову, подвергается давлению, гонению. Недавно был осужден зампредседателя Социал–демократической партии Таджикистана, которая не так авторитетна, как ПИВТ. Видимо, лидеры громко о себе заявляли», - обратил внимание эксперт. 

Рустам Джалилов уверен, что нынешний режим осознает, чем ему грозит ПИВТ. Эксперт не сомневается, что эта политическая организация может быть на ведущих ролях, если в Таджикистане активизируется протестное движение. Это понимают и президент с его окружением.

17 фев 2021, 14:26
Источник фото: president.tj

Живая история Таджикистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Таджикистанa