Реальные политические противники нейтрализованы, а ПИВТ запрещена в стране.
Выборы президента Таджикистана, которые запланированы на осень 2020 года, уже полтора года являются темой № 1 для общественности республики. Вполне логично, что итоги голосования в любой стране всегда представляют интерес и для властей сопредельных государств. Эксперт Евгений Кудряц поделился мнением с редакцией CentralAsia.news об отношении Киргизии и Узбекистана к данном политическому событию, участии Партии исламского возрождения Таджикистана. Кроме того, он подвел итоги почти 26-летнего правления нынешнего таджикского лидера Эмомали Рахмона, который успел решить вопрос и с оппонентами.
Соседи будут за Рахмона
Нередко бывает, что оппозиционно настроенному против действующей власти кандидату симпатизируют элиты соседних стран. Нечто похожее было во время выборов киргизского президента. Эксперт считает, что Узбекистан и Киргизия заинтересованы в развитии добрососедских отношений с Таджикистаном, альтернативного Рахмону кандидата они вряд ли будут поддерживать. Нет абсолютно никакой гарантии, что «ставка сыграет», а вот отношения могут испортиться.
- Я вполне допускаю, что лидеров этих стран может не устраивать кандидатура нынешнего президента республики, однако это вовсе не означает, что они будут явно или тайно поддерживать конкурентов Рахмона на выборах, — выразил мнение собеседник редакции.
ПИВТ и остальные
В Таджикистане ведут свою деятельность несколько политических партий, чьи представители или сторонники могли бы участвовать в выборах. Наиболее известной, но хоть и нелегальной, является Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) в силу своих громких заявлений оппозиционного толка. Однако ее позиции в стране эксперт оценивает как крайне низкие. Он напомнил, что она была единственной политической организацией в стране, но с 2015 года запрещена в Таджикистане. Можно сказать, что провальными для нее были все выборы в масштабах республики.
- У этой партии очень низкая популярность, и за эти годы она не смогла себя проявить в должной мере. Успехи ПИВТ на политической арене Таджикистана весьма скромны: она участвовала в парламентских выборах в 2000, 2005, 2010 и 2015 годах, но в трёх случаях получила только по 2 мандата, а в последний раз — вообще ни одного. Два раза от этой партии на президентских выборах выдвигался Давлат Усмон, но оба раза его участие в президентской гонке заканчивалось плачевно. Сейчас ПИВТ в Таджикистане запрещена, но если чисто гипотетически предположить, что от неё будет баллотироваться кандидат на пост президента, то я считаю, что у него не будет никаких шансов выиграть, — оценил шансы Кудряц.
Эксперт допустил, что если бы кандидат от ПИВТ стал бы президентом, то внутренняя политика могла бы измениться в сторону радикализации ислама.
По мнению собеседника, следующие партии могут выставить своих кандидатов: Коммунистическая партия Таджикистана, Социалистическая партия Таджикистана, Аграрная партия Таджикистана, Партия экономических реформ Таджикистана, Демократическая партия Таджикистана и Социал-демократическая партия Таджикистана. Возможно, участвовать будут и беспартийные.
Успехи основного претендента
Многие аналитики и политологи считают, что Эмомали Рахмон может пойти на выборы и почти гарантированно стать снова президентом. Несомненно, помимо административного ресурса, у него есть заслуги перед народом. Евгений Кудряц отметил, что нынешний лидер почти за 26 лет сделал многое для страны. Первым пунктом он назвал прекращение гражданской войны в республике. Смог президент решить и «водный вопрос», благодаря чему доступ к питьевой воде получили полтора миллиона человек.
Эксперт также перечислил такие достижения президента: вступление Таджикистана в ШОС и ОДКБ, строительство Рогунской ГЭС, создание свободных экономических зон, улучшение облика Душанбе.
Однако, в стране остается высокий уровень бедности, распространена коррупция. Кудряц также напомнил, что внешний госдолг страны составляет почти 3 млрд долларов.
Добавим, что хоть и не все так хорошо в Таджикистане, но маловероятно, что у Рахмона или его сына, если отец уступит, будут серьезные конкуренты. Кудряц подчеркнул, что в республике почти нет выраженной демократии, а реальные политические оппоненты нейтрализованы.