Обозреватель по Центральной Азии Вадим Шагиахмедов считает, что Туркменистан блестяще справился со своей миссией председателя Содружества в этом году.
В Ашхабаде 11 октября прошло заседание Совета глав государств (СГГ) Содружества Независимых Государств (СНГ). Обозреватель по Центральной Азии Вадим Шагиахмедов поделился с Centralasia.news своими мыслями о значении Ашхабадского саммита СНГ.
— Вадим, чем вам запомнился прошедший в туркменской столице саммит СНГ?
— Туркменистан в этом году председательствует в Содружестве. Можно сказать, что саммит в определённой степени подытожил туркменское председательство в этом межгосударственном объединении. Сейчас экспертное сообщество СНГ и зарубежья занято анализом и оценкой этого события. И многие дают положительную оценку организации саммита и предшествовавших ему мероприятий на уровне Содружества.
Могу утвердительно сказать, что главным итогом заседания СГГ стало подписание Декларации о стратегическом экономическом сотрудничестве государств-участников СНГ, разработку которой инициировал Ашхабад. Уверен, что тут большинство экспертов со мной солидарно.
— Чем примечательна эта Декларация?
— Хочу процитировать абзац из этого документа, чтобы было наглядно: «Основой стратегического экономического сотрудничества государств-участников СНГ является прочный союз равноправных партнёров, который представляет собой важный компонент стабильного экономического роста на евроазиатском пространстве. Этот союз является долгосрочным и перспективным экономическим партнёром для европейских и азиатских стран, крупным энергетическим и транспортно-транзитным узлом континентального значения».
Иначе говоря, своё экономическое сотрудничество страны Содружества хотят расширить до континентального и мирового уровня. Декларация по объёму не такая уж и большая, о прочтение документа даст больше представления о целях, задачах и путях стратегического экономического партнёрства стран СНГ.
— Вы сказали, что многие положительно отзываются об организации и итогах Ашхабадского саммита. На чём основано это утверждение?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться назад — в недалёкое прошлое. Изначально Содружество Независимых Государств основали Россия, Беларусь и Украина, подписав 8 декабря 1991 года Беловежские соглашения. Так бывший СССР прекратил своё существование как субъект международного права.
Примечательно, что после этого президенты пяти Центрально-Азиатских республик, входивших в состав СССР, — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана — собрались 13 декабря 1991 года в Ашхабаде. Именно тогда они приняли решение войти в СНГ при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех стран СНГ в качестве учредителей. По моему мнению, это очень важно, чтобы понять роль и значение Ашхабада в Содружестве.
Ещё Туркменистан был председателем СНГ в 2012 году. Думаю, это опыт пригодился стране в организации запланированных на 2019 год мероприятий. Потому Ашхабад и блестяще справился со своей миссией председателя Содружества в этом году.
— Какое ещё решение саммита вы считаете важным?
— То, что соседний Узбекистан впервые примет председательство в СНГ в 2020 году. Я лично расцениваю это как ещё один шаг в сторону укрепления Содружества. Надеюсь, что в год председательства Ташкента странам СНГ удастся принять много решений, одинаково выгодных для многомиллионного населения Содружества.
— Что хотели бы напоследок добавить о встрече лидеров СНГ в Ашхабаде?
— После заседания Совета глав государств Содружества президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер Армении Никол Пашинян пообщались за обедом. Они в основном обсуждали вопросы урегулирования карабахского конфликта. Подробности встречи не сообщаются. Вместе с тем, чем бы ни закончился их разговор, считаю, что немаловажен сам процесс.