Профессор Мурад Хаитов рассказал об особенностях Халк Маслахаты — Народного Совета страны, заседание которого пройдёт 25 сентября в Ашхабаде.
Аналоги Халк Маслахаты — Народного Совета — Туркменистана действуют в некоторых государствах мира, однако в странах-членах Содружества Независимых Государств таких нет. Об этом рассказал CentralAsia.news 21 сентября доктор юридических наук, заслуженный юрист Туркменистана, профессор Мурад Хаитов.
— Мурад Овезгельдыевич, в прошлом интервью вы подробно объяснили, что такое Халк Маслахаты Туркменистана. Наши читатели интересуются, имеются ли аналоги Халк Маслахаты в Центральной Азии или в мире?
— Да, имеются. Например, в Афганистане, Индонезии, Китае, Кубе и Монголии. По своему содержанию, с точки зрения принципов народовластия и как институт гражданского общества, действующие в этих странах органы и Халк Маслахаты Туркменистана идентичны. В то же время по своему юридическому статусу и полномочиям они от Халк Маслахаты образца 2017 года существенно отличаются.
Если влезть в дебри вопроса, то в мире существуют две формы осуществления законодательной работы:
а) парламентская форма, где законодательные функции закреплены исключительно за парламентами. Например, в Германии — за Бундестагом; Турции — за Великим национальным собранием; Туркменистане — за Меджлисом; США — за Конгрессом.
б) непарламентская форма, где отдельные полномочия парламента по принятию конституции, законов делегированы другим органам. Сейчас непарламентские формы осуществления законодательной власти действуют в Афганистане (Лойя-джирга), Индонезии (Народный консультативный конгресс), Китае (Всекитайское собрание народных представителей), Монголии (Великий государственный хурал).
Так вот, туркменский Народный Совет синтезировал в себе отдельные черты обеих форм. Сегодня он выполняет важнейшую роль связующего звена между обществом и государственной властью.
Не являясь государственным органом и не вторгаясь в поле деятельности туркменского парламента, Халк Маслахаты одобряет (или не одобряет) важнейшие национальные (государственные) программы, проекты Конституции и законов Туркменистана, заслушивает послания президента Туркменистана. А прерогатива принятия Основного Закона, конституционных и иных законов принадлежит Меджлису.
— Есть ли схожие Народному Совету органы народовластия на пространстве СНГ?
— Халк Маслахаты — это национальная модель государственного строительства, и такой практики, кроме Туркменистана, в странах Содружества нет. Наличие такого органа и национальной практики можно считать вкладом страны в развитие концепции народовластия и форм его выражения. Ведь любая концепция или теория не может оставаться как нечто застывшее и стать догмой — она постоянно должна развиваться и совершенствоваться.
— Как вы оцениваете влияние Халк Маслахаты на принятие тех или иных законов и государственных решений в Туркменистане?
— Народный Совет Туркменистана существенно влияет на принятие законов и важных решений. Об этом свидетельствуют полномочия Халк Маслахаты, закреплённые статьёй 10 Конституционного закона «О Халк Маслахаты Туркменистана». Так, Совет предварительно рассматривает указанные вопросы, чтобы вынести решение об одобрении. После получения одобрения Халк Маслахаты парламент вносит изменения и дополнения в Конституцию, принимает законы. Таким путём обеспечивается всенародное участие в принятии государственных решений.
Одним словом, без предварительного одобрения Халк Маслахаты ни Меджлис, ни Кабинет Министров, ни другой государственный орган не вправе принимать ни Конституцию и законы, ни другие важнейшие нормативные правовые акты или национальные/государственные программы.
— Какой вам видится перспектива развития или трансформации Халк Маслахаты?
— Считаю, у института народного доверия и власти серьёзные перспективы для развития и совершенствования своего статуса, структуры и компетенции. Например, Халк Маслахаты может изменить свой статус и превратиться в одну из палат национального парламента в случае, если будет принято решение о формировании двухпалатного парламента.
Ещё Халк Маслахаты мог бы стать органом, утверждающим законы, важнейшие государственные решения, принятые парламентом, президентом, правительством. Возможны и иные варианты — учёные и специалисты, депутаты и представители гражданского общества разрабатывают предложения для усовершенствования демократических основ туркменской государственности.