Эксперт рассказал, как Казахстан 10 лет собирался помогать Киргизии, и чем все закончится.
В конце октября Парламентским Комитетом по бюджету и финансам Киргизии было одобрено решение об отказе от обещанной Казахстаном помощи в размере 100 млн долларов. Решение киргизская сторона мотивировала нежеланием Астаны предоставлять упомянутые средства и её постоянными попытками затянуть, и без того долгие переговоры. Обвинения Бишкека прокомментировал редакции centralasia.news политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков. Первым, на что следует обратить внимание, является, по его мнению, тот факт, что само обещание Астаны об оказании финансовой помощи Киргизии впервые прозвучало еще в 2007 году,
Тогда, изначально, речь шла об инвестировании в киргизскую экономику для чего в 2009 году был создан совместный фонд, начальный капитал которого составляли как раз именно эти 100 млн долларов. Учреждение, по неизвестным причинам, так никогда и не функционировало.
В 2014 году была достигнута договоренность о том, что Казахстан даст 100 млн долларов в качестве технической помощи для ускорения процесса адаптации Киргизии к таможенным стандартам ЕАЭС. В первую очередь, деньги предполагалось пустить на переустройство и переоснащение объектов таможенной инфраструктуры, модернизацию испытательных лабораторий и иные подобные мероприятия.
Важно, по мнению эксперта, понимать тот факт, что в заявлениях премьер-министра Киргизии Сапара Исакова, речь шла не о непосредственной передаче Бишкеку средств, а скорее о поставке Казахстаном оборудования на вышеозначенную сумму. То есть, 100 млн долларов должны были быть направлены Астаной казахстанским поставщикам, которые, в свою очередь, и должны были оказать на эти средства помощь киргизской стороне.
Казахстан, считает Шестаков, являясь активным потребителем киргизской сельхозпродукции, безусловно заинтересован в её высоком качестве и соответствии всем нормам. Для Астаны сотрудничество с Бишкеком в этом вопросе является практически таком же важным, как и для киргизской стороны.
Однако теперь, подводит итог политолог, когда этот проект превратился в разменную монету в развернувшемся политическом споре, Киргизия едва ли изменит свою позицию и соглашение с практически стопроцентной вероятностью будет денонсировано.