Туркменистан пронёс сквозь время Великий Шёлковый путь

Весь исторический обзор будет представлен в цикле из трёх статей.

 

Об истории рождения и становления Великого Шёлкового пути читателям сайта расскажет старший научный сотрудник института истории и археологии Академии Наук Туркменистана Джума Оразклычев. Исторические личности, политика и войны – всё, что сделало Великий Шёлковый путь великим.


Парфия и рождение Великого Шёлкового пути

Парфянский император Митридат II, открыл новую страницу всемирной истории, оставив нам в наследие не только свое изобретение, получившее название Великого Шёлкового пути, но, возможно, нечто гораздо более важное – пример того, как надо мыслить: масштабно и смело.

Геостратегическое положение Туркменистана в центре крупнейшего материка стало важным фактором, предопределившим лидирующую роль страны в мировой истории. Но главным, все же было то, что на каждом витке истории появлялась личность, гравитационное поле которой втягивало в её орбиту нацию, а за ней и остальные народы.

Попытка взглянуть на историю как на феномен, обладающий целостным смыслом, была предпринята не сразу. Даже для творчества таких выдающихся историков как Геродот и Тацит будет справедливым замечание, что они знали только «истории», но не историю, в единственном числе, как мы называем научную дисциплину.   

До определенного времени, говорить о единой истории можно было лишь с большой натяжкой.  Лишь в III тысячелетии до н.э. между разбросанными по континентам очагами древних цивилизаций появляются первые связующие нити – торговые пути. Истоком этих предвестников будущих торговых магистралей, расходящихся во все стороны света, словно лучи восходящего Солнца, из единого центра цивилизации бронзового века – Алтын-депе. Уже с тех дальних времен туркменская земля  стала центром мирового культурного взаимодействия, в который были вовлечены египетский, месопотамский, китайский и индийский цивилизационные пласты. 

Но история терпеливо ждала, когда появится Личность – парфянский император Митридат II (123-88/87 гг. до н.э.). Именно он установил монопольный контроль над межконтинентальными торговыми путями и, используя выгодное геостратегическое положение своей империи, не допускал непосредственных контактов между Римом и Китаем. Этим объясняется, например, то, что в китайских источниках можно найти точные сведения о путях лишь до парфянской границы, но не дальше. То же относится и к римлянам, которых, согласно китайской летописи «Истории младших Хань», парфяне «не пропускали через свои пределы в Китай».

Как отмечает французская исследовательница Кларисс Дидлон в работе «Мир как территория», «международная торговля способствует международному разделению труда и становится первым шагом к глобальной организации мирового пространства». Митридат II стал не только автором проекта, получившего впоследствии название Великого Шёлкового пути, но и инициатором международного разделения труда, и что ещё более важно, глобальной организации мирового пространства. 

Парфия организовала функционирование Великого шёлкового пути  и вовлечение той  или иной страны в общий поток означало начало её участия в общемировой культурной работе. Дорога стала наднациональным организмом, сердце которого билось в Парфии, на туркменской земле. 

Благодаря Митридату II главные действующие лица человечества были объединены в едином спектакле всемирной истории, режиссёром которого стала  Парфия.

Как только Парфия поставила под свой контроль сообщение на материке, с этого момента жизни народов двух континентов – Европы и Азии – стали зависеть от Парфии. Митридат II скрепил в единую транснациональную структуру Рим и Китай, которые, сами того не осознавая, оказались на периферии мировых процессов. Академик В.В.Бартольд писал, что Митридат II стал первым государем в истории, отправлявшим посольства и на крайний восток и на крайний запад, в Китай и в Римскую империю.

Последующие парфянские императоры продолжили линию Митридата II по контролю мирового пространства. Сеть торговых путей, постепенно превращаясь в яркий калейдоскоп межкультурного общения народов, разрасталась до ментального вихря планетарного уровня, расширяя сознание. 

Попытки вырвать у Парфии контроль над мировым пространством пресекались жестко, например, в 53 г. до н.э., когда Марк Красс, воодушевлённый победой над легендарным Спартаком, поспешил со своими легионами на восток сразиться с парфянами, и на себе испытал всю сокрушающую мощь элиты парфянской конницы, знаменитых катафрактариев.

Коронный прием катафрактариев, или как их называли бессмертных – таранный удар. Устойчивость всадников достигалась особым парфянским седлом, которое, как и парфянский лук, были впоследствии заимствованы другими народами.  

Итак, к бою при Каррах парфянский полководец Сурена вышел с эскортом в 1000 катафрактариев, которые были скрыты выставленными впереди конными лучниками. Когда римляне, после долгого и изнурительного марша, увидели, наконец, перед собой противника, он вовсе не показался им грозным. 

Начавшая мнимое отступление парфянская конница разделившись на два крыла, начала уходить в стороны, и когда поднятая их копытами пыль осела, взорам римлян предстала вводящая в оцепенение картина: в безмолвии фронтом на них стояла армада конников. Не успели римляне оправиться от шока, как бессмертные, по условленному сигналу, сбросили с себя плащи и, озарив равнину сиянием своих доспехов, «предстали, - как писал Плутарх, - перед неприятелем пламени подобные» и исход сражения был уже предрешен.

Спустя 16 лет парфянам вновь пришлось преподать урок быть скромнее в амбициях, на этот раз Антонию. Вступивший на римский престол Октавиан Август, осознавая, что с парфянами лучше не ссориться, благоразумно поспешил заключить с ними договор о дружбе, и этот дипломатический успех нашел отражение на римских монетах. Парфия научила римлян простой истине, точно сформулированной И.В.Гёте: «Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой».    

Парфия не просто контролировала потоки  идей, научных и технических достижений, но и сама стала источником новшеств, заимствуемых по всему миру. Бельгийский историк Андре Верстандиг в своей книге «История Парфянской империи» отмечает, что парфяне в истории древнего мира играли роль первого плана и значительно способствовали распространению искусств, развитию торговли и продвижению евразийского проекта – знаменитого «Шелкового пути», великими инициаторами которого они и стали. «Мир, - пишет А.Верстандиг, - многому научился у парфян, у этих неутомимых первооткрывателей». 

В строительстве Европа научилась у парфянских зодчих айванам, архитектурному элементу приемных залов парфянских дворцов. Парфянские айваны стали обязательным архитектурным элементом многих храмовых построек не только в Европе, но и по всему материку. Туристы, ласкающие восхищенными взглядами своды архитектурных жемчужин Франции и Индии – знаменитых Собора Парижской Богоматери и Тадж-Махала – возможно, и не подозревают, что это увековеченный в камне творческий гений Парфии продолжает свою блистательную жизнь. 

Парфяне, даже сойдя с исторической арены, продолжали восхищать мир, и Уильям Шекспир также не смог обойти их вниманием, введя «непобедимых парфянских всадников» в свою пьесу «Антоний и Клеопатра».

Парфяне придали всемирной истории столь мощный импульс, что теперь, история, чувствуя себя обязанной их гению, хранит в своих анналах трепетное восхищение перед туркменскими предками. Выражение «парфянская стрела» стала поговоркой в английском и французском языках, обозначая хлёсткую реплику, приберегаемую к моменту ухода. В изданном в 1994 году во Франции толковом словаре с разъяснениями происхождения устойчивых выражений в современном французском языке, наряду с такими, как «троянский конь» и «дамоклов меч», в качестве одного из самых выразительных блистает парфянское наследие: словосочетание «стрела Парфии» вместе с иллюстрацией к нему украшают обложку издания.

Предки туркмен пять столетий царствовали в геополитическом сердце мира. Парфяне, открыв новую эру, и сейчас властвуют над умами и сердцами, и мы живем в этой эре. Эта эра парфян, эта наша эра. Если уж нам суждено мчаться в космосе быстрее пули вместе с нашей планетой, то и жить на ней, оставив в стороне все сомнения, надо, как парфяне, решительно и с размахом. И пусть изумленный мир вращается вокруг нас.

17 апр 2019, 14:31
Источник фото: Сentralasia.news

Живая история Туркменистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Туркменистанa