Лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил свой первый государственный визит в Париж. Там он пробыл два дня и провел переговоры с французским коллегой Эммануэлем Макроном.
Поездку предваряли опубликованные в СМИ материалы о набирающем обороты сотрудничестве двух стран, а также заявления для прессы самого Токаева. Он выступил за пересмотр подходов к многостороннему сотрудничеству в мире и признание растущей роли группы средних держав на фоне геополитической турбулентности и поляризации. По его словам, когда крупные державы не могут договориться, именно «средние» государства, в том числе Казахстан, «все чаще берут на себя роль посредников». И в этом плане Астана рассчитывает на сотрудничество с Парижем.
Однако помимо проблем мироустройства в топе приоритетных для Казахстана остаются и вопросы двустороннего взаимодействия, в том числе в области энергетики. Астана и Париж вместе работают над разработкой шельфового нефтегазового месторождения Кашаган, добывают уран, и, возможно, совместно будут строить в Казахстане атомную электростанцию – на роль подрядчика претендует французская EDF, с которой конкурируют китайская национальная ядерная корпорация, российский «Росатом» и южнокорейская KHNP.
В ходе переговоров лидеры Казахстана и Франции много говорили о дружбе между странами, росте товарооборота, инвестициях, а также укреплении взаимовыгодного сотрудничества. По итогам были подписаны три десятка документов, в том числе о стратегическом сотрудничестве в сфере финансов, энергетики, транспорта и даже археологии.
«Вы нам уран, мы вам - технологии»
В фокусе интересов Франции - поставки урана.
Она добавила, что детально этот вопрос прорабатывался еще до подписания «дорожной карты», в ходе встречи председателя правления «Самрук-Қазына» Нурлана Жакупова с лидером атомной промышленности Франции Orano S.A., работающей в Казахстане с Казатомпром по вопросам совместной добычи и переработки урана.
Также французскую сторону интересовала тема участия Парижа в строительстве АЭС в Казахстане, подтвердила Осинина. Однако эксперт признала, что попытки Макрона подключить к реализации проекта компанию EDF, мирового лидера по управлению атомными электростанциями, пока не увенчались успехом.
По ее словам, Макрон тем не менее намерен продвигать компанию как возможного участника строительства АЭС в Казахстане. Астане нужны технологии, и EDF остается одним из наиболее вероятных претендентов вместе с российской и китайской корпорациями, а вот шансов подключиться к проекту у южнокорейской KHNP чуть меньше – у компании есть проблемы со строительством АЭС «Дукованы-2» и суды с американской Westinghouse по поводу использования технологий для строительства реакторов, добавила Осинина.
Имидж страны как элемент «мягкой силы»
Политолог уверена, что визит Токаева в Париж в целом был больше связан с имиджевым аспектом.