Заброшенные газовые скважины в Афганистане могут заработать вновь. Узбекские компании готовы вложиться в проект по добыче «голубого топлива» на блоке Тути-Майдан в провинции Джаузджан и Фарьяб - месторождения, где ранее работали советские специалисты. В СССР на этих территориях велись активные геологоразведочные работы и добыча углеводородов, но с распадом Советского Союза многие из этих проектов были заброшены или приостановлены на фоне политической и экономической нестабильности в регионе.
Потенциал упомянутого месторождения остается значительным и до сегодняшнего дня. По словам спецпредставителя президента Узбекистана Исматуллы Иргашева, запасы газа Тути-Майдан оцениваются в 3 трлн кубометров. Ташкент готов оказать помощь Кабулу в разработке и добыче ресурсов - стороны уже подписали соглашение. Реализацией проекта будет заниматься совместная узбекско-афганская совместная компания Eriell KAM. По условиям соглашения, будет восстановлена работа 8 старых скважин. Узбекистан инвестирует в месторождение по 100 млн долларов каждый год в течение 25 лет и за 10 лет доведет инвестиции до 1 млрд долларов.
Многообещающий проект
«Инициатива совместной разработки газа на блоке Тути-Майдан имеет несколько значимых аспектов для Узбекистана», - заявил в беседе с редакцией CentralAsia.News старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН, старший научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН), руководитель Сектора Центральной Азии Центра исследований постсоветских стран Комрон Рахимов.
По его словам, во-первых, это увеличение запасов газа - Узбекистан стремится укрепить свои позиции как экспортера газа, и разработка новых месторождений поможет увеличить добычу, что важно для внутреннего потребления и экспорта. Второй аспект - это энергетическая безопасность: разработка месторождений позволит уменьшить зависимость Узбекистана от импорта энергоресурсов и обеспечить стабильность энергетического снабжения страны. Кроме того, укрепляется экономическое сотрудничество с Афганистаном: согласие на совместную разработку предоставляет возможность укрепить экономические связи и сотрудничество, что может иметь важное значение для стабильности Центральноазиатского региона, пояснил эксперт.
Схожее мнение высказал и заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, автор телеграм-канала IG Energy Игбал Гулиев. По его словам, договоренности между Узбекистаном и Афганистаном открывают новые перспективы для обеих стран.
«Для Узбекистана это шанс восстановить и модернизировать инфраструктуру, разработанную в советское время, что позволит использовать имеющийся опыт и технологии. Реализация проекта предоставит Узбекистану возможность увеличить свой экспортный потенциал, что особенно важно на фоне растущего спроса на газ в регионе», - пояснил эксперт. Он добавил, что «финансирование проекта может рассматриваться как инвестиция в будущее, что может предоставить Узбекистану дополнительные ресурсы и возможности для расширения влияния в регионе». Кроме того, Узбекистан может рассчитывать на международное сотрудничество, которое обеспечит безопасность и финансовую поддержку в рамках этого многообещающего проекта, имеющего потенциально значительное влияние на энергетическую безопасность обеих стран.
Есть ли риски?
Помешать реализации узбекско-афганского соглашения может политическая и социальная нестабильность Афганистане, которая создает риски для долгосрочных инвестиций и безопасности проектов. Также затруднить реализацию проекта могут возможная нехватка финансирования, невозможность гарантировать безопасность работников и инфраструктуры, наличие террористических угроз, отметил Гулиев. По его мнению, Узбекистан готов принимать эти вызовы, видя возможность укрепить свои позиции как ведущего энергетического игрока в Центральной Азии.
«Риски, связанные с нестабильной ситуацией в Афганистане, действительно существуют. Политическая нестабильность, безопасность и возможность конфликтов могут негативно повлиять на реализацию проектов и защиту инвестиций», - согласен Рахимов. Однако, по его словам, Ташкент, вероятно, принимает во внимание эти риски, но находит, что возможности, которые предоставляет проект, перевешивают потенциальные угрозы.