Центральная Азия в последние годы вызывает интерес у влиятельных геополитических игроков. Наращивать активность в том числе начала и Япония, для которой регион ранее никогда не являлся приоритетным направлением во внешней политике, а теперь может превратиться в важную площадку для решения политических, экономических и прочих вопросов, а также демонстрации международной субъектности.
9 августа в Астане состоялся первый бизнес-форум «C5+Япония». Участие в нем приняли представители пяти Центрально-Азиатских государств и более 100 ведущих японских компаний и организаций, работающих в ключевых секторах экономики. По итогам мероприятия были подписаны документы по реализации совместных проектов, призванных вывести многоплановое партнерство на новый уровень. Посетить Центральную Азию планировал лично и японский премьер Фумио Кисида.
О «китайском факторе» упомянул и заведующий сектором Центральной Азии Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Он отметил, что свою нишу Япония в Центральной Азии уже имеет. Эксперт напомнил, что именно японцы в свое время организовали формат взаимодействия с республиками «С5+1», в котором уже 20 лет выстраивается диалог, состоялись 16 встреч глав МИД стран и их заместителей. Инициативы Токио интересны центральноазиатским республикам, Япония предлагает особые технологические решения и развитые образовательные программы.
Токио расширяет присутствие
Из экономических факторов активизации Японии в Центральной Азии главный, вероятно, «состоит в использовании региона для диверсификации поставок в страну сырьевых ресурсов и транспортных путей, даже с учетом ограниченности имеющихся здесь возможностей», считает Виталий Швыдко.
Японские компании, базирующиеся в России и на Украине, начали всерьез присматриваться к Центральной Азии в последние два с лишним года, на фоне напряженной ситуации в мире, подтвердил ведущий научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии РАН, кандидат политических наук Сергей Михневич.
«При этомЯпония и раньше активно содействовала развитию стран региона и участвовала в различных программах на двусторонней основе и через многосторонние форматы, например, Азиатский банк развития. Так, по данным ОЭСР, совокупный объем помощи, предоставленной Японией пятерке региональных государств с 1991 по 2022 гг. составил 4,43 млрд долл. США», - уточнил эксперт.
Он признал, что по этому объему Токио существенно уступает другим партнерам региона из числа третьих стран и организаций, но в условиях высокой международной неопределенности Япония заинтересована в расширении присутствия на довольно перспективных растущих рынках Центральной Азии.
Технологии в обмен на сырье - проблемные инвестиции и политические риски
Сергей Михневич считает, что японские компании действительно могли бы стать донорами технологий для Центральной Азии, стимулируя производительность и повышая темпы экономического роста. Страны региона в свою очередь могли бы нарастить поставки ресурсов, представляющих интерес для японской стороны, в том числе урана.
«Однако пока инвестиции японских компаний, особенно в обрабатывающей промышленности, носят ограниченный и точечный характер. Их можно использовать для политической рекламы, но в плане значимости для будущего роста экономики они очень скромны и по размерам и по содержанию», - добавил Швыдко. Он считает, что превращению их в мощный поток препятствуют, во-первых, оценка политических рисков, а во-вторых, инерционность процесса принятия решений в японских корпорациях, где приоритеты и планы меняются очень медленно и трудно.
«Для того чтобы они массово или с крупными деньгами пришли в экономики стран Центральной Азии, требуется длительное наблюдение за ситуацией, фундаментальная переоценка рисков и перспектив, а это – дело чрезвычайно долгое с негарантированным результатом», - подчеркнул эксперт.
Схожую позицию высказал и Михневич. По его словам, Токио в регионе мешают Китай и Россия, гораздо более интегрированные с экономиками Центральной Азии, а также неоднозначные перспективы и будущее японских проектов в регионе в условиях незнакомой среды и недостаточного опыта взаимодействия с институтами центральноазиатских государств.
Кооперация только на словах
Пока японская сторона и власти республик Центральной Азии заинтересованы в большей степени в пиар-эффекте, который дают саммиты, форумы, визиты и совместные меморандумы с громкими фразами о росте связей и больших перспективах использования японского опыта, японских технологий.