Проекты Туркменистана в Афганистане доказали жизнеспособность

Обозреватель по Центральной Азии Вадим Шагиахмедов рассказал о будущем туркменских экономических проектов с участием Афганистана.

Афганский президент Ашраф Гани 20-21 февраля побывал с официальным визитом в Ашхабаде. Во Дворце Рухыет туркменской столицы в первой половине дня 21 февраля прошли туркмено-афганские переговоры на высшем уровне в узком формате. Затем переговоры продолжились в расширенном составе. В результате стороны подписали десять документов, направленных на дальнейшее укрепление двустороннего сотрудничества. Прокомментировать CentralAsia.news итоги ашхабадской встречи главы Афганистана с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым согласился эксперт-обозреватель по Центральной Азии Вадим Камильевич Шагиахмедов.

— Безусловно, венец туркмено-афганских переговоров в верхах — это Договор о стратегическом сотрудничестве между Ашхабадом и Кабулом. Другие документы также имеют немаловажное значение. В первую очередь, это — меморандумы об укреплении сотрудничества в нефтегазовой сфере, наращивании объёмов поставляемой в Афганистан туркменской электроэнергии. По степени важности далее идут соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных вопросах, о воздушном сообщении, о месте международного железнодорожного перехода на туркмено-афганской государственной границе, — отметил эксперт.

По мнению Шагиахмедова, важны также Меморандум о строительстве железной дороги Акина-Андхой туркменской стороной на севере Афганистана, а также принятые Правила организации на туркмено-афганской границе железнодорожного сообщения между станциями Серхетабат-Тургунди. Стороны не забыли и о гуманитарной сфере, подписав Меморандум о сотрудничестве между Институтом языка, литературы и национальных рукописей имени Махтумкули Академии наук Туркменистана и Национальным архивом Афганистана.

— Подписанные туркмено-афганские документы — это, по сути, следующая ступень налаженного годами двустороннего сотрудничества. Поясню: Туркменистан стабильно поставляет в Афганистан бензин, солярку и сжиженный газ, а теперь стороны хотят укрепить это партнёрство. Ашхабад более двух десятков лет обеспечивает афганский север дешёвым электричеством. Сейчас Афганистан заинтересован в увеличении объёмов импортируемой электроэнергии. Из года в год растёт товарооборот между двумя соседними странами, и они хотят более тесно сотрудничать в вопросах таможни. Туркменистан построил железные дороги Керки-Имамназар (Туркменистан) – Акина (Афганистан), Серхетабат (Туркменистан) – Тургунди (Афганистан), теперь назрела необходимость в принятии правил организации железнодорожного сообщения через границу, — поделился Шагиахмедов.

Далее аналитик прокомментировал будущее туркменских экономических проектов с участием Афганистана, таких как строительство газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), линий электропередач и оптико-волоконной связи по маршруту Туркменистан-Афганистан-Пакистан.

— Считаю, что оба проекта убедительно доказали свою жизнеспособность. Конечно, в вопросах безопасности в Афганистане не всё благополучно. Но, сейчас идут обнадёживающие переговоры по афганскому урегулированию с условием вывода из страны воинского контингента США. Немаловажна также другая сторона вопроса — проекты ТАПИ и линий электропередач своей привлекательностью получают одобрение всего афганского народа, а не только официальных афганских властей. Именно поэтому в интернете появлялись новости о том, что движение Талибан (запрещено в России) также заявило о готовности обеспечить безопасность транснационального газопровода, — подчеркнул эксперт.

Шагиахмедов также считает, что большинство распространяемых в интернете материалов, посвящённых проблеме безопасности в Афганистане, не отражают объективную ситуацию в стране.

— Чего стоят на самом деле «страшилки» об афганской угрозе, пожалуй, никто не объяснит лучше, как это сделал министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов. 8 февраля этого года на брифинге в узбекском МИД он заявил: «Всё это происходит в разрезе соперничества больших государств, когда утверждается: „завтра ситуация в Центральной Азии взорвётся“ (это я слышу уже 25 лет), „талибы пойдут фронтально на Центральную Азию“, „на севере скопились войска“ и так далее. При этом каждый преследует свои цели». Так что, многое, что пишут об Афганистане — домыслы, — отметил аналитик.

Шагиахмедов тут же привёл слова главы узбекского внешнеполитического ведомства об отсутствии каких-либо доказательств планов талибов наступать на страны Центральной Азии.

— Камилов так и сказал: «Эти рассуждения… о том, что этим атакам будут подвержены республики Центральной Азии, вызывают не просто несогласие, а возмущение». Чувствуется, что безосновательные информационные нападки иногда доводят до белого каления даже опытных дипломатов, — добавил обозреватель.

Возвращаясь к теме туркмено-афганского сотрудничества, эксперт отметил, что до сих пор Туркменистан реализовывал все взятые на себя обязательства. Поэтому аналитик выразил уверенность, что подписанные в ходе визита Ашрафа Гани в Ашхабад документы непременно будут служить интересам народов двух стран и всего региона в целом.

28 фев 2019, 10:11
Источник фото: Сentralasia.news

Живая история Туркменистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Туркменистанa