Китай, Киргизию и Узбекистан свяжет железная дорога 

Эксперты рассказали, кто выиграет от амбициозного проекта.

Китай, Киргизию и Узбекистан свяжет железная дорога 

В Центральной Азии открывают новый транспортный коридор - железная дорога соединит Китай, Киргизию и Узбекистан. Событие поистине масштабное и долгожданное - впервые о проекте заговорили 30 лет назад, но к его реализации за это время так и не приступили. С мертвой точки дело сдвинулось в июне текущего года, когда стороны подписали соглашение и договорились о запуске строительства - в августе в столицу Китая на официальную церемонию лидеры Киргизии и Узбекистана прибудут лично.

Планы у руководства государств амбициозные - проект откроет новый этап в развитии отношений трех стран и внесет вклад в создание транспортных коридоров, что важно особенно сейчас, когда затруднен транзит грузов через Россию, Белоруссию и Украину с выходом на страны ЕС.

Фрагментация региона и новые точки «притяжения»

Железная дорога, соединяющая три государства, позволит повысить транспортную связность Центральной Азии и обеспечить рост товарооборота региональных партнеров, участвующих в строительстве магистрали.

«Для стран-участниц должны открыться дополнительные возможности для вывода своих товаров на приоритетные рынки сбыта», - заявил в беседе с редакцией CentralAsia.News старший научный сотрудник Центра политической информации Владимир Саляев.

Инициатива знаковая и масштабная, настолько же и рискованная. Ее реализация, в том числе внесет коррективы в расстановку политических сил в регионе.

 «Можно говорить о постепенной трансформации Центральной Азии и усилении позиций Узбекистана в экономическом и политическом плане», - полагает политолог, замдекана Факультета социальных наук и массовых коммуникаций по работе с российскими и зарубежными партнерами в Финансовом университете при Правительстве РФ Дарья Осинина.

По ее мнению, ключевой аспект строительства железной дороги связан с необходимостью связать Китай и Узбекистан напрямую, что позволит развить транзитный потенциал Узбекистана и увеличить его экспортные мощности.  

Осинина считает, что в региональном плане строительство новой железной дороги углубит отношения Бишкека и Ташкента на фоне конкуренции с Астаной, усилит фрагментацию Центральной Азии и выделение двух точек «притяжения» для остальных стран. Эксперт в то же время обратила внимание на отсутствие четких сроков реализации проекта, проблему принадлежности магистрали, проходящей через территорию трех стран, и денежный вопрос.

 Источник фото: Пресс-служба кабмина Киргизии

Из дорожного тупика в кредитный

После подписания соглашения о строительстве магистрали киргизский президент Садыр Жапаров заявил, что запуск проекта позволит Киргизии выйти в мир из дорожного тупика. Однако эксперты отмечают, что для Бишкека может вырасти риск усугубления кредитной зависимости от Китая — Пекин, в частности, уже пообещал предоставить кредит на реализацию проекта.

«Колея будет скорее всего китайская, смена колесных пар будет уже на границе Киргизии и Узбекистана, что в стратегическом плане создает моменты продвижения именно китайских интересов и китайских стандартов», - добавил старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

Он также отметил, что непонятно, как будет решаться вопрос с финансированием.

«Для Бишкека возникают риски еще большего погружения в задолженность перед Китаем, а сроки окупаемости не определены, и все это с учетом того, что по большей части дорогу будут строить китайские компании по китайским стандартам и на китайские деньги. Это будет максимально непрозрачная процедура, и говорить, что проект быстро окупится, и Киргизия расплатится по всем долгам, преждевременно. Вряд ли проект в экономическом плане выгоден Киргизии», — уверен Притчин.

Кто же в выигрыше?

Новая железнодорожная магистраль в Центральной Азии вписывается во внешнеполитическую парадигму Китая и логику «Пояса и Пути» – развитие транспортных коридоров, завязанных на Пекин. Проект выгоден КНР, причем не только в экономическом, но в геополитическом плане.

«Китай в итоге будет обладать фактическим контролем над магистралью, а также получит еще один дополнительный маршрут в рамках более глобального проекта Шелкового пути», - отметил Владимир Саляев.

С ним согласен и ведущий научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Сергей Михневич, по мнению которого, подобные проекты содействуют росту влияния Пекина в регионе.

«Для Китая и его экономических операторов запуск нового маршрута через Киргизию и Узбекистан с потенциальной экономией в неделю на доставку грузов в западном направлении даже с учетом необходимости смены колесных пар представляет очень серьезный интерес. Речь идет и о диверсификации транспортных коридоров, обеспечивающих его торговлю, и о реализации китайскими подрядчиками масштабного проекта, что также придаст импульс экономическому росту», - пояснил Михневич. 

В то же время преимущества Киргизии и Бишкека не только в возможности заработать на транзите китайских товаров, но и в серьезном снижении транспортных издержек своих производителей для доступа на китайский рынок, добавил эксперт.

Также извлечь выгоду из проекта могут российские компании, присутствующие на рынке Узбекистана и особенно Киргизии, отметил Михневич. По его словам, после запуска железной дороги может существенно «улучшиться экономика» кооперационных проектов с участием российского и киргизского бизнеса, в том числе перспективных, для которых могут быть использованы ресурсы нового евразийского механизма финансового содействия. Однако важно помнить о наличии конкурирующих маршрутов, которые уже функционируют, а также необходимости обеспечения грузонаполнения перспективной железной дороги для достижения целевых значений поступления от транзита, заключил Михневич.

08 авг 2024, 14:18
Источник фото: Пресс-служба правительства Киргизии

Живая история Киргизии. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Кыргызстанa