Рогун ввергает таджикскую экономику в коллапс

Всемирный Банк опубликовал ежегодный доклад по результатам исследования таджикской экономики. Заключения экспертов авторитетной финансовой  структуры оказались не самыми радужными для этой многострадальной страны.

По данным аналитиков Всемирного банка, только за последние четыре года численность микрофинансовых организаций в Таджикистане сократилось почти в два раза.  Если в 2014 году количество малых финансовых структур выдававших кредиты населению и малому бизнесу составляло 120, то 2018 году в республике их осталось всего 66, большая часть которых также находится на грани фола.

Очередным свидетельством краха таджикской экономики стало итоговое заседание таджикского правительства. Глава Таджикистана Эмомали Рахмон  метал молнии перед своим исполнительным аппаратом, а в конце уволил руководителя национальной авиакомпании "Таджик Эйр" Хайрулло Рахимова и главу банка "Амонатбанк" Рухулло Хакимзода.

В тяжёлом положении и на грани банкротства оказались ещё два крупных таджикских банка "Тоджиксодиротбонк" и "Агроинвестбонк", названия которых были озвучена на правительственном заседании.

Рахмон был вынужден признать, что для таджикской экономики краеугольным камнем стало отсутствие иностранных инвестиций и валютных активов. Глава республики фактически выдвинул требование перед таджикскими чиновниками в сфере финансов найти принести иностранный капитал.

По сути таджикский лидер, признал крах своей экономической стратегии заточенной на консолидации всех сфер экономики на строительстве крупных энергетических объектов, а в особенности Рогунской гидроэлектростанции.

Возвращаясь к отчёту Всемирного Банка, хотелось бы отметить, что международные финансисты отчётливо дали понять, что дальнейшее строительство Рогуна ввергает Таджикистан в долговую кабалу.

­ «Риск подверженности страны долговому бремени, остается высоким в связи с ростом государственного долга и дальнейшим увеличением нагрузки на расходные статьи из-за необходимости поддержки строительства Рогунской ГЭС», - цитирует аналитиков Всемирного Банка издание TREND.

На фоне острой нехватки иностранных инвестиций строительство Рогуна тяжёлым бременем ложится на простой народ, которых заставляют скупать акции, лишает исконных земель, на которых проживали их предки.

В противовес таджикской политике соседний Узбекистан проводит более прогрессивную политику. Заручившись авансом доверия мировых финансовых институтов и инвестиционных фондов узбекский лидер проводит политику по поддержке сельского населения и либерализацию экономической модели. Несмотря на то, что на практике социальное положение в узбекских сёлах и городах далеко от заявленных целей Мирзиёева, уже сейчас местные эксперты фиксируют массовое переселение этнических узбеков из Таджикистана на свою историческую родину. Наблюдатели отмечают, что эта миграционная волна в скором будущем может вовлечь в свою орбиту и таджикскую часть населения.

Массовый отток населения, большая часть доходов, которых составляют денежные переводы родственников из-за рубежа может повлечь за собой сокращение иностранной валюты в Таджикистан. Ведь большая часть таджикского ВВП составляют именно  денежные переводы мигрантов.

Вышесказанное уже наводить на мысль, что строительство Рогуна, которое легло тяжёлым бременем на народные плечи и не стало для таджикистанцев спасительным кругом, а превратилась в  железную гирю, привязанную к утопающей в долгах таджикской экономике брошенной в пучину долгов и системных кризисов.      

Иматулло Бахтиёров

23 янв 2019, 20:38
news.tj