Заказчик — Госконцерн «Туркменхимия» — готовит документы в международный арбитраж.
Гарлыкский горно-обогатительный комбинат (ГОК) на востоке Туркменистана официально ввели в строй 31 марта 2017 года. Его построило Открытое акционерное общество (ОАО) «Белгорхимпром». Спустя год и семь месяцев с момента запуска предприятия — в начале ноября — в Туркменистане заговорили о том, что индустриальный гигант так и не удалось вывести на проектную мощность. Причина — подрядчик до конца не выполнил взятые на себя обязательства по контракту.
В частности, ОАО «Белгорхимпром» и Государственный концерн «Туркменхимия» заключили контракт на строительство белорусскими специалистами под ключ Гарлыкского горно-обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений в январе 2010 года. Стоимость проекта — 1,2 миллиарда долларов США. За эту сумму компания обязалась построить на базе Гарлыкского месторождения калийных солей в Лебапском велаяте Туркменистана комбинат годовой мощностью 1,4 миллиона тонн и сдать его к началу 2015 года.
Первые сообщения о том, что строительство крупного объекта отстаёт от графика, появились в белорусских СМИ в 2012 году. Вице-премьер правительства Беларуси Анатолий Калинин с группой специалистов с 12 по 15 сентября побывал в Туркменистане по вопросу Гарлыкского ГОК. По возвращению в Минск он признал недостаточную динамику в реализации проекта. Тогда стороны договорились об активизации строительных работ для сдачи объекта в срок. Позже в интернете были сообщения, что стороны продлили срок выполнения контракта до весны 2017 года.
Запуск комбината в конце марта 2017 года, а не в начале 2015-го, сам по себе говорит, как справился «Белгорхимпром» с зарубежным котрактом. Тем не менее, вторая волна сообщений о задержке строительных работ по Гарлыку прокатилась по СМИ в сентябре 2016 года. Председатель Совета Национального собрания, бывший премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович 27 сентября на встрече с туркменским послом … «выразил крайнюю обеспокоенность в связи с продолжающимся несоблюдением туркменской стороной взятых на себя финансовых и иных обязательств по реализации указанного проекта».
Реакция туркменской стороны последовала чуть позже — 30 сентября. В ходе встречи в МИД Туркменистана с белорусским вице-премьером Анатолием Калининым уже Ашхабад выразил «крайнюю обеспокоенность в связи с продолжающимся несоблюдением белорусской стороной взятых на себя контрактных обязательств».
— В частности, были приведены конкретные факты значительного отставания от запланированных сроков строительства по отдельным объектам, являющимся важными составными частями инфраструктуры комбината. Кроме того, несмотря на неоднократные обращения правительственных структур Туркменистана, белорусской стороной до сих пор не представлена информация о сроках поставки оставшейся части оборудования на сумму в несколько десятков миллионов долларов США и проекты последующих спецификаций, — сообщила тогда пресс-служба туркменского внешнеполитического ведомства.
МИД Туркменистана также указал на факты неоднократной задержки выплаты заработной платы со стороны ОАО «Белгорхимпром» туркменским гражданам, работающим на строительстве объектов комбината.
После этой встречи 5 октября замглавы МИД Беларуси Валентин Рыбаков заявил, что белорусская сторона делает всё необходимое для сдачи Гарлыкского ГОК.
— Делается всё для того, чтобы объект был построен достойным образом, сдан в эксплуатацию в соответствующие сроки, хотя для этого придётся напрячься, — сказал он.
Итак, Гарлыкский ГОК ввели с эксплуатацию в марте прошлого года. Но он не заработал в полную силу. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 5 ноября 2018 года на совещании правительства раскритиковал работу комбината.
— С вводом в строй Гарлыкского горнорудного комплекса калийных удобрений прошло уже больше года. Но до настоящего момента работа этого индустриального гиганта не выведена на проектную мощность, а от руководителей не поступает никаких предложений по исправлению ситуации, — сказал президент.
Исходя из этой ситуации президент поручил вице-премьеру Кериму Дурдымырадову тщательно проанализировать имеющиеся недостатки, подготовить и подать в международный арбитраж соответствующие документы для решения всех вопросов, связанных с работой Гарлыкского ГОК.
Что решит суд, предсказать трудно. Одно можно сказать утвердительно — тяжба больно ударит по имиджу «Белгорхимпрома» как экспортёра строительных услуг.