В строительстве Рогунской ГЭС больше минусов

Угроза техногенной аварии в совокупности с последствиями природных катаклизмов - землетрясения, оползни, сели, нарушение водоснабжения региона, продовольственный и экологический кризис.

Проект гидроэлектростанции на реке Вахш, входящей в состав Вахшского каскада, в Таджикистане был разработан еще в СССР ташкентским институтом «Средазгидропроект», проектные работы в настоящее время ведет российский институт «Гидропроект». Строительство началось в 1976 году. Каменно-набросная плотина с противофильтрационным ядром из суглинка высотой 335 метров перекроет реку.

При множестве различных плюсов строительства ГЭС в этом регионе, стоит признать, что минусов гораздо больше и некоторые из них стали ощущаться уже сейчас.

Проектная мощность ГЭС – 3600 МВт, при среднегодовой выработке в 17,1 млрд КВт/ч, она сможет решить вопросы обеспечения региона электроэнергией. Плотина образовывает крупное Рогунское водохранилище полезным объемом 10,3 кубических километров. Водохранилище планируется дополнительно использовать в ирригационных целях на засушливых землях площадью более 300 тысяч гектаров. На этом плюсы заканчиваются и наступает время говорить о минусах.

Основными критериями отказа от строительства ГЭС еще в советское время были сейсмическая активность в регионе, а также высокая опасность оползневых и селевых сходов. Горные породы в районе строительства рыхлые и непрочные, в них почти невозможно пробить строительные туннели. Под дном реки, где расположена плотина, проходит Ионахшский тектонический разлом, заполненный каменной солью. Вода под большим давлением начнет просачиваться под плотиной, размывая соляной пласт. Разрушение плотины, под воздействием одного или совокупности указанных факторов, приведет к одновременному сходу огромного количества воды на густонаселённые районы в дельте реки Амударьи.

29 октября 2016 года было перекрыто русло реки Вахш. С этого периода начиная и с каждым годом, все более чувствуется нехватка воды в период поливных работ. Узбекистан не раз заявлял, что изменение режима стока реки Вахш и, соответственно, Реки Амударьи разрушительно повлияет на обеспечение водной, продовольственной и экологической безопасности населения стран региона. Не говоря уже о нарастающей проблеме спасения Арала и того, что уже давно воды Амударьи не доходят до Аральского моря.

Еще одним, немало важным, минусом является то, что вводимые агрегаты ГЭС могут долгое время работать в холостом режиме. Не смотря на столь устойчивое желание построить и запустить Рогунскую ГЭС, Таджикистан не озаботился созданием инфраструктуры распределения электроэнергии. Ни внутреннее, ни экспортное направления на сегодняшний день не организованы в необходимом объеме или вовсе не отработаны.

Сельское хозяйство Узбекистана и Туркменистана уже сегодня несет значительные потери от нехватки поливной воды в Амударье. Учёные из США Томас Де Саттера и Джей Лейч в своих исследованиях резюмируют, что изменение объемов водообеспечения в Узбекистане приведет к потере доходов от сельского хозяйства только в Сурхандарьинской области до 12 миллионов долларов ежегодно.

В подтверждении этих данных можно уже сейчас говорить о кризисе водоснабжения сельского хозяйства в Узбекистане и Туркменистане. Фото нашего корреспондента…

Таджикистан имеет плохую привычку угрожать всему региону. Жаркие споры вокруг строительства Рогунской ГЭС понятны и их рассмотрение жизненно необходимо, но за ними мы забываем о существовании еще одной угрозы для всего региона – Сарезском озере. Но это – тема для отдельного разговора.

Фарход Халилов

06 ноя 2018, 19:33
Источник фото: Centralasia.news