Политолог дал оценку планам Бишкека по решению проблемы долга Пекину.
Расплата по внешнему долгу может стать крайне острой проблемой для Киргизии. Власти республики признают, что с выплатами дело обстоит туго. Глава кабмина Акылбек Жапаров на заседании Жогорку Кенеша даже перечислил объекты в Киргизии, которые могут перейти под управление КНР, если Бишкек не погасит долг.
Речь велась о столичной ТЭЦ, ЛЭП Датка — Кемин и строящейся альтернативной автодороге «север—юг». Разумеется, никто не озвучивал, какие будут права пользования объектами, которые могут отдать КНР. Зато прекрасно известно, насколько Киргизия с годами наращивает долговую зависимость от Китая. Особенности финансовой политики крупных мировых игроков и последствия долговой нагрузки Бишкека редакции CentralAsia.news прокомментировал политолог Игорь Дубовский.
Основной принцип
Эксперт отметил, что внешние инвестиции, с одной стороны, дело хорошее. Ведь приток денег из крупных и богатых государств в экономику какой-либо страны приводит и к развитию технологий, и к появлению современного оборудования. Вот только нельзя забывать, что иностранный капитал, который еще и поддерживается государством, не допустит риски неполучения прибыли.
Игорь Дубовский подчеркнул, что капиталовложение часто идет вместе с реализацией колониальной политики.
— В западной модели экономики инвестиционная деятельность была и остается основой колониальной политики государств и корпораций. Такую инвестиционную политику продвигают не только частные транснациональные компании и госкорпорации, но и МВФ, и иные международные финансовые институты так называемого, развития. Те обременения для экономики финансируемых государств, которые накладываются вместе с предоставлением инвестиций, часто обходятся дороже построенных объектов, — считает собеседник редакции.
Киргизия и другие должники
Политолог отметил, что Пекин различными способами инвестировал 8 триллионов долларов в 68 государств. Согласно официальным данным, нескольким должникам уже пришлось отдавать своим объекты во внешнее управление. Причем, речь идет о существенных для экономики активах.
Дубовский пояснил, что Поднебесная таким образом пытается укрепить свою национальную энергетическую безопасность. Бишкек тоже может стать одним из тех, через кого Китай будет реализовывать свои стратегические планы.
— За последние 10 лет внешний долг Киргизии перед КНР вырос в 200 раз и составил около 1,8 миллиарда долларов. При этом ВВП республики оценивается почти в 9 миллиардов долларов. И Китай уже научился «пользоваться» своими долговыми капканами, — отметил Дубовский.
Как расплачиваться
Эксперт констатировал, что соотношение долга Киргизии и ее ВВП делает проблематичными расчеты с КНР. Дубовский перечислил два пути властей республики касательно гашения долга.
— Конечно, с такой небольшой экономикой выплата долга Китаю становится слишком обременительной. Придется не просто сократить расходы, придется урезать всю «социалку», остановить финансирование многих собственных инфраструктурных проектов. Для правительства Киргизии такие шаги маловероятны. Потому передача под внешнее управление своих объектов для чиновников выглядит чуть ли не единственно возможным решением проблемы, — выразил мнение собеседник.
Политолог подчеркнул, что речь не идет о передаче Китаю в собственность объектов, перечисленных премьером. Как правило, актив передается в пользование для более быстрого возврата вложенных средств. На каких условиях его возьмет Китай — неизвестно, но эксперт сделал предположение.
— КНР может спокойно играть тарифами на электроэнергию в сторону повышения. А это уже совсем другая история, это история влияния и на государственную политику, социальные программы правительства Киргизии, — допустил Дубовский.