Сердар Акиниязов: 30 мая 1935 года стартовал легендарный конный переход

Переход туркменских джигитов-всадников на конях ахалтекинской и йомудской породы из Ашхабада в Москву является значимым событием XX века.

Одним из самых незабываемых и значимых событий в истории XX века является беспримерный переход туркменских джигитов-всадников на конях ахалтекинской и йомудской породы из Ашхабада в Москву, совершённый за 84 дня летом 1935 года. О деталях такого важного события рассказал читателям редакции CentralAsia.news художественный публицист Сердар Акиниязов.

Маршрут, протяженностью 4300 километров, пролегал почти по всем природно-климатическим зонам страны: пустынной, полупустынной, горной, степной и лесной. Участники – не спортсмены, не кавалеристы, а лучшие представители колхозного строя Туркменистана.

– Самый молодой – 19 летний Курбан Овез Гельды, самый старший – 55 летний Габыш Мамыш, который являлся к тому же парторгом пробега. А самым знаменитым и авторитетным участником пробега являлся Непес Карахан – он более 25 лет ходил по безбрежной Каракумской пустыне без компаса, изучил её вдоль и поперёк. Карахан был проводником экспедиций по пескам известных российских учёных – академика-минеролога АН СССР А.Е.Ферсмана и академика – ботаника АН СССР Б.А. Келлера, – подчеркнул гость редакции.

К пробегу готовились основательно, при подготовке учитывалось всё: от физической подготовки до производственных показателей. Медицинский осмотр прошли все лошади. И вот, 30 мая конники-колхозники в количестве тридцати человек выступили в свой небывалый поход, который продолжался 84 дня. За это время туркменские кони прошли через Каракумы, Усть-Урт, Поволжские степи и дошли до Москвы.

Поход был очень трудным. Вот выписка из газеты «Известия» тех лет: «Почти четверть своего пути – тысячу километров – они прошли по безлюдной пустыне, по пескам и скалам, где нет ни дорог, ни растений… Строптивая природа … придумывала всё новые трудные препятствия на их пути. Она оставляла их надолго без воды, они шли под ливнями и палящими лучами солнца, их кони увязали в песках по колено. Природа испытывала стойкость людей и выносливость коней».

Это была настоящая битва с природой – непогода, дожди, ежедневное преодоление себя, усталость. Но всадники безостановочно шли вперёд, своими халатами укрывали коней, отдавали последнюю воду из походных фляг своим четвероногим друзьям, ежедневно руками рвали люцерну – лишь бы конь был накормлен.

– Наконец, 22 августа 1935 года конники достигли Москвы. В одной из газет тех лет было напечатано: «Москва ждала у Абельмановской заставы… Многотысячная и многоголосая Москва, лентой вытянулась вдоль улиц, ждала дорогих гостей с цветами в руках у ворот дома, на тротуарах, в окнах и даже на крышах… Москва бросала цветы к копытам туркменского коня, покрывшего себя славой невиданного перехода, – сообщил Акиниязов.

23 августа герои-конники были приняты руководством страны в Кремле. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР «За беспримерный в истории конницы конный переход» 30 участников были награждены орденом «Красной звезды». А Нарком обороны со своей стороны наградил всех героических участников за славный подвиг именными золотыми часами. Кроме того, все участники пробега были премированы Наркомом земледелия велосипедами. Также наркомат выделил средства на строительство культурных учреждений.

Колхозы, вырастившие лошадей, были премированы грузовыми автомашинами. Семнадцать участников перехода из группы сопровождения награждены грамотой ЦИК СССР, это были врачи, снабженцы, седельных дел мастера, радист и другие.

– 25 августа 1935 года в газете «Правда» было опубликовано поздравительное письмо Союзного правительства, в котором отмечая беспримерный в истории кавалерии пробег, подчёркивалось, что «только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твёрдость характера, ломающая все и всякие препятствия, могли обеспечить такую главную победу», – отметил публицист.

Эти простые сельские жители стали примером для многих поколений туркменистанцев. И, наверное совсем не случайно, один из самых уважаемых участников пробега Габыш Мамыш 12 декабря 1937 года был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с фашистской Германией, участники конного пробега Бекмурад Аннамурад и Ашир Кулибек сдали в фонд обороны самое дорогое, что у них было – наградные именные золотые часы.

– И вот уже в веке XXI вдруг история этого пробега неожиданным образом вновь напомнила о себе. В 2014 году Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства пригласил москвичей и гостей столицы на необычную выставку, состоявшую из всего единственного экспоната – уникального туркменского ковра. Этот ковёр, под названием «Конный пробег» был соткан в 1937 году на ашхабадской ковровой фабрике и был посвящён именно событиям, того самого легендарного конного пробега туркменских всадников, по маршруту Ашхабад-Москва в 1935 году. Эта выставка вызвала большой и неподдельный интерес. Интересно, что этот ковёр никогда прежде не демонстрировался российским зрителям. До этого он был в открытой экспозиции единственный раз – на Нью-Йоркской международной выставке 1939 года, – поделился собеседник.

Пробег доказал выносливость чистокровных туркменских лошадей в трудных природно-климатических условиях и их способность к быстрому восстановлению сил, что давало возможность использовать их и для военных целей. Участники этого героического пробега навсегда вписали свои имена в историю туркменского коневодства.

31 май 2022, 13:01
Источник фото: CentralAsia.news
Живая история Туркменистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Туркменистанa