Джума Оразклычев рассказал, как Великие Сельджуки ценили ученого, чей гений и талант был очень востребованным.
Ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана, кандидат исторических наук постоянный автор издания CentralAsia.news Джума Оразклычев 17 мая выступил на источнике со своей очередной работой. В своей статье учёный поведал о жизни, научной деятельности и творчестве великого математика, астронома и поэта — автора цикла философских рубаи Омаре Хайяме.
Становление личности
День 18 мая 1048 года в Великой Сельджукской империи выдался самым обычным. Этот день так и остался бы в исторических хрониках рутинной датой, если бы не одно обстоятельство: в империи появился на свет новый гражданин, гением которого, спустя даже тысячелетие, будет восхищаться весь мир и гордиться правопреемник Сельджукской державы, сегодняшний Туркменистан. В этот день родился Омар Хайям.
Юношей, завершив в медресе курс по мусульманскому праву и медицине, он получил квалификацию врача. Но медицинская практика мало привлекала молодого Омара, увлеченного трудами по математике, которую позже назовут царицей всех наук.
В 16 лет он отправляется в путешествие по необъятной империи Великих Сельджуков. Сначала он едет в Балх, затем в Самарканд, куда его влечет возможность продолжить обучение у именитых наставников.
Став учеником одного из медресе, Омар своими несколькими выступлениями на диспутах столь поражает своей ученостью, что его переводят в категорию учителей. Из Самарканда, в котором Омар задержится на 4 года, он отправится в Бухару, славившуюся богатыми библиотеками. Прибыв в этот город, Омар устраивается работать хранителем книг в одной из библиотек.
Ученый очень рад тому, как у него складывается судьба: каждое утро он с удовольствием идет на работу, где его ждут лучшие друзья — книги, и кроме того, его работа как нельзя лучше способствует его научным исследованиям.
За 10 лет, что Хайям провел в Бухаре, он написал 4 фундаментальных сочинения по математике, в том числе «Трактат о доказательствах задач алгебры», посвященный решениям квадратных и кубических уравнений. В трактате «Проблемы арифметики» Хайям предложил вариант решения уравнений, к которому европейские математики — итальянец Паоло Руффини и англичанин Уильям Горнер — пришли лишь на рубеже XVIII и XIX веков.
Омар Хайям и сельджукский правитель Маликшах
К ученому приходит признание, его имя произносят, сопровождая почетными титулами Имам Хорасана и Ученейший муж века. К своей славе Хайям относится совершенно равнодушно и продолжает, как ни в чем не бывало, трудиться.
Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо —
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
Лучше, вроде, и быть не может. Оказалось, может: в 1074 году его приглашают ко двору могущественного сельджукского султана Маликшаха, власть которого простиралась от Египта до Индии и Китая. Легенда гласит, что Хайяму было предложено стать правителем Нишапура и прилегающей области. Хайям, вежливо отклонив высокое предложение, решил посвятить свою жизнь науке.
Великие Сельджуки всегда ценили ученых, и талант Хайяма не мог остаться невостребованным: Маликшах поручает ему возглавить работу лучшей в мире обсерватории, оснащенной самыми совершенными приборами. Большая честь для Хайяма, но и результаты от него султан ожидает большие.
Ученый приступает к исправлению устаревших астрономических таблиц и обоснованию нового летосчисления. Подготовленный под его руководством календарь, к которому прилагалась астрономическая «Таблица Маликшаха», на 7 секунд точнее ныне действующего Григорианского календаря, разработанного в XVI веке.
Несмотря на загруженность работой в обсерватории, Омар Хайям не оставляет занятий любимой математикой и завершает «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». Французский математик, философ и физик Рене Декарт, считающийся основоположником аналитической геометрии, только в 1637 году выступил с утверждением способа решения уравнений 3-й степени, который был предложен еще Хайямом.
Помимо математики, ученый занимается прикладными вопросами. Его работа «Весы мудрости» решает задачу определения содержания золота и серебра в сплаве. Он продолжает работать и над философским сочинением «Трактат о бытии и долженствовании».
В обязанностях Хайяма также исполнение функций надима, т. е. особо приближенного к султану советчика и компаньона. Однажды, когда во время одной из бесед с Маликшахом речь зашла о справедливости, Хайям заметил: «Справедливость ценна, когда подкреплена силой. Для сильного государя справедливость — это мера его связи с вечностью». Маликшах относился с особым уважением к Хайяму, ибо понимал, что истинное богатство империи в талантливых подданных. Благодаря труду именно таких ученых государство и становится великим.
После смерти в 1092 году своего покровителя султана Маликшаха Хайям вынужден покинуть Исфахан. Он совершает хадж в Мекку. Затем несколько лет преподает в Багдаде, работает в качестве врача при одном из хорасанских правителей.
В этот период он пишет «Новрузнама», раскрывая историю календарных реформ от основания зороастризма до своего времени. В 1114 году Хайям, поработав в библиотеках Мерва, направляется в Нишапур, в котором и проводит последние годы своей жизни, лишь изредка наведываясь в Бухару и Балх.
Последние годы учёного
Серпантин судьбы, изгибы которого, после роскошных сельджукских дворцов, привели к скромному жилищу аскета, нисколько не повлиял на образ жизни Хайяма. Ученый, как изумруд, остающийся изысканной драгоценностью совершенно независимо от внешних условий, продолжает трудиться, много пишет и занимается с учениками.
Мозг работает в прежнем режиме. И друзья остались самые верные — звезды на небе и книги на земле. В 1110 году Царь философов Востока и Запада, как его называли современники, завершает свой философский «Трактат о всеобщности существования».
Утонченным аристократизмом, которым Омар Хайям отличался всю жизнь, исполнены и последние часы жизни ученого, о которых в средневековых источниках приводится следующее свидетельство: Омар Хайям, погруженный в чтение «Книги исцеления» Ибн Сины, почувствовал приближение смерти. Прервав чтение на метафизическом разделе «Единое во множественном» и закрыв фолиант, он совершил молитву, после которой произнес: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Насколько я смог познать Тебя, настолько я к Тебе приблизился». После этих слов он умер.
Ученый, считавший себя, прежде всего, математиком, в свободное время сочинял рубаи, не считая это занятие чем-то серьезным. Он и не подозревал, что станет популярным именно благодаря своим четверостишиям. Изданная в Париже в 1851 году «Алгебра Омара Хайяма» с арабским текстом одного из трактатов ученого и переводом на французский язык, прошла для широкой публики незамеченной, несмотря на то, что именно Омар Хайям является автором математической формулы, известной ныне как бином Ньютона.
А вот опубликованный в 1859 году перевод рубаи Хайяма на английский язык, выполненный поэтом Эдвардом Фитцджеральдом, только за четыре десятилетия выдержал 25 изданий.
Каждое четверостишие Омара Хайяма, точное как математика и свободное как звездное небо, является совершенной поэмой. Он всегда помнил, что душа — это сосуд с родниковой водой, и смог пройти по жизни, сохранив свою душу незамутненной. Гордый, он всегда сохранял свою независимость:
То, что судьба тебе решила дать,
Нельзя ни увеличить, ни отнять.
Заботься не о том, чем не владеешь,
А от того, что есть, свободным стать.
Рубаи Омара Хайяма, как завещание мудреца, говорят нам, что с возрастом человек, набирая знания и опыт, яснее осознает ценность жизни, в которой любовь является королевой. С возрастом сердце становится более утонченным инструментом, способным с еще большим восторгом отзываться на свет и теплоту жизненной силы любви:
Изначальней всего остального — любовь,
В песне юности первое слово — любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа — любовь!