Акиниязов рассказал о пути Арминия Вамбери по Туркменистану

В этом году 19 марта великому европейскому учёному исполнилось 190 лет.

Арминий Вамбери – это имя широко известно в научном кругу вот уже почти 200 лет. В нынешнем году 19 марта исполняется 190 лет со дня рождения этого представителя европейской научной интеллигенции XIX начало XX веков, являвшимся членом-корреспондентом венгерской Академии наук. В честь этой знаменательной даты постоянный гость редакции CentralAsia.news известный художественный публицист Сердар Акииниязов рассказал о пройденном Вамбери пути по территории Туркменистана.

Он стал известен миру, тем, что в 1864 году опубликовал книгу – «Путешествие по Средней Азии». В короткое время она была переведена на многие европейские языки, и вызвала большой интерес в Западной Европе, России, Северной Америке. Многочисленная армия читателей с интересом переживала опасное странствие Арминия Вамбери по далёким от Европы незнакомым азиатским землям. Он был первым европейским путешественником, обошедшим и описавшим регион Средней Азии.

В результате своих странствий учёный оставил много документальных свидетельств о пребывании на туркменской земле, им были описаны сведения из жизни туркмен, происхождении, быте, обычаях, увлечениях. Всё это и сегодня является важным материалом по изучению истории туркменского народа.

Вамбери, этот учёный – этнограф, лингвист, журналист, путешественник, энциклопедически образованный человек, владевший многими европейскими и восточными языками, принявший ислам, с риском для собственной жизни, облачившись в лохмотья странствующего дервиша, под вымышленным именем турка Решид-эфенди направился в 1863 году из Тегерана с караваном паломников, возвращавшихся из Мекки, на территорию современного Туркменистана.

С нескрываемым восхищением Вамбери отмечал чистосердечное радушие туркмен: «Меня поразило проявленное всеми рвение принять у себя одного или нескольких…чужеземцев, правда я слышал о гостеприимстве кочевников, но не представлял себе, что оно доходит до такой степени».

– С древних времён территория современного Туркменистана славилась превосходными дарами природы, особенно это касалось дынь, арбузов, винограда… Многочисленные путники, торговый люд, которые посещали туркменскую землю были в особом восторге от вкусовых качеств местных дынь. Щедрое туркменское солнце, плодородная, урожайная земля и труд дехкан – бахчеводов прославил этот сладкий плод на весь мусульманский мир. Вамбери с чувством неподдельного восхищения писал о туркменских дынях: «Европейцы не могут составить себе представление о сладком ароматном вкусе этого дивного плода. А с хлебом он представляет чудеснейшую пищу, какую только дает природа». Скорее всего Вамбери здесь имел в виду туркменский хлеб – чёрек, выпекаемый в тамдыре. Действительно, свежевыпеченный, с пылу-жару чёрек с туркменской дыней – это на самом деле волшебный, ни с чем не передаваемый вкус, настоящий деликатес, – отметил Акиниязов.

В своём знакомстве с жизнью и бытом туркмен, Вамбери проживая в туркменской юрте, смог по достоинству оценить преимущества этого вида кочевого жилья. Она достаточно уютная, просторная, изготовленная без единого гвоздя, простая в сборке, легко перевозится на вьючных животных. Инженерный ум кочевников позволял получить мобильный дом за очень короткое время и выбрали круглую форму юрты из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость сильным ветрам и вследствие этого наиболее устойчива.

О высоких качествах туркменской юрты и её красоте сохранились записи Вамбери: «Туркменские палатки в большом ходу по всей Средней Азии и даже до Китая. Они очень красивы и вполне соответствуют образу жизни номадов. Палатки бедных и богатых разнятся только большей или меньшей затейливостью внутренней отделки. Палатки… прохладны летом, чрезвычайно теплы зимой, и как отрадно приютиться в них, когда по беспредельным степям свирепствует ураган! Иностранец часто боится, что бешеная стихия взорвет на тысячи кусков это хрупкое жилище, но туркмены надеются на свои крепкие веревки и спят спокойно под вой бури, успокаивающей их, как песня убаюкивает детей в колыбели».

После трудового дня возле юрты собиралось взрослое и детское население, чтобы послушать различные диковинные истории. Эту особенность туркмен приметил Вамбери: «По вечерам, особенно в зимнее время, они любят слушать сказки и разные истории».

У туркмен всегда большое место в национальной культуре занимало музыкально-песенное творчество. Многие зарубежные путешественники отмечали, что нигде не сохранились в такой неприкосновенности древнейшие мелодии народной музыки, как у туркменских бахши.

– Бахши являлись барометром настроения людей, Вамбери подчеркивал, что «удовольствие возвышается на несколько градусов, когда выступают вперед бахши (трубадуры) и под аккомпанемент дютары (двуструнного инструмента) поёт песни Кероглу, Аман-Моллы или национального поэта Махтумкули, которому они поклоняются как святому». Отмечал также, что музыкальные инструменты есть в каждом доме и что «страсть к пению у туркмен поражает путешествующего…» и сделал соответствующий вывод о том, что «для этих людей музыка и поэзия – величайшее удовольствие», – подчеркнул собеседник.

Искусство бахши произвело на него такое сильное впечатление, что Вамбери записал в своём путевом дневнике следующее: «он аккомпанировал себе сначала легким прикосновением к струнам дутара, потом мало-помалу воодушевляясь, начинал сильно и порывисто бить по инструменту. При описаний сражений он особенно воодушевлялся. Его энтузиазм заражал и молодых слушателей; сцена становилась в высшей степени драматичной: молодые номады, испуская глубокие стоны, бросали шапки на землю, рвали на себе волосы, как будто бы им страстно хотелось вступить в бой друг с другом».

Интересны были наблюдения Вамбери туркменами, где он писал следующее: «туркмена… всегда можно узнать по смелому и проницательному взгляду, который отличает его от всех номадов и горожан Средней Азии».

– Сегодня весь мир знает, что тысячелетняя история туркменского народа неразрывно связана с ахалтекинским конём – этим удивительным благородным животным. Ни у одного народа лошадь не играла такой роли, как у туркмен. Приручив ахалтекинского скакуна много веков назад, наши предки вложили в него свою душу и сердце, готовые отдать жизнь за своего верного товарища. Армини Вамбери c неподдельным восхищением говорил об отношении туркмена к коню: «их лошади, в самом деле существа удивительные, ценимые сынами пустыни дороже жён, детей, дороже собственной жизни. Любопытно видеть, как номады обращаются с ними, как они укрывают их от холода и зноя, как роскошно они убирают свои седла… Да, правду сказать, эти красивые животные стоят всех потраченных на них трудов. Рассказы об их быстром беге и выносливости вовсе не преувеличены», – заявил гость редакции.

Ахалтекинский скакун – это прекрасное произведение искусства, подаренное нашим народом человечеству, это удивительное отношение и любовь туркмен к коню и смог донести до нас Вамбери.

Большой интерес у зарубежных гостей нашей страны вызывают несравненные туркменские ковры. С конца XIX века туркменские ковры начали активно экспонироваться во многих городах России, Европы, США.

Возможно, сочинения Вамбери способствовали быстрой популяризации национального искусства туркмен в мире. Он в своей книге с восторгом отмечал: «Одно из главных произведений Средней Азии – ковры, есть единственная отрасль труда и искусства туркменских женщин: мы получаем их через Персию и Константинополь – кроме удивительной чистоты красок и прочности ткани, поразительно умение соблюсти симметрию фигур, отличающихся большим вкусом, нежели у многих европейских фабрикантов».

С незапамятных времен людей манили дальние и загадочные страны. Одним из таких людей, кто сделал попытку раздвинуть границы известного мира был Арминий Вамбери. Его путешествие по туркменской земле навсегда останется одним из самых удивительных и отважных маршрутов в истории мировых путешествий.

20 мар 2022, 13:29
Источник фото: Centralasia.news

Живая история Туркменистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Туркменистанa