Аронский: За годы независимости Туркменистан сделал гигантский рывок вперед

Туркменистан обрёл независимость 27 октября 1991 года. С тех пор в стране был предпринят целый ряд экономических реформ, направленных на развитие рыночной экономики. Туркменистан обладает богатыми природными запасами нефти и газа, которые являются его основными источниками экспортного дохода. В первые годы независимости благодаря росту цен на энергоресурсы Туркменистану удалось погасить внешний государственный долг и обеспечить существенный рост поступлений в государственный бюджет.

 

Страна, став индустриально-аграрной республикой еще в составе СССР, специализировалась, тем не менее, главным образом на добыче углеводородных ресурсов и производстве хлопка сырца для нужд промышленных центров бывшего СССР. В системе так называемой "общесоюзной кооперации" в значительной мере (и исходя из современных реалий) это было обусловлено тем, что Туркменистан, в частности:

  • обладает фактически 4-ми в мире запасами природного газа (15-20 трлн. м3), уступая лишь самой России, а также США и Канаде. Располагает страна и внушительными запасами нефти (1,5-2,0 млрд. тонн), а также газового конденсата;

  • по объемам выращиваемого хлопка сырца, Туркменистан в настоящее время входит в рейтинг 10 стран -  ведущих производителей хлопка.

Как уже было отмечено, основой экономики Туркменистана оставался топливно-энергетический комплекс. Это, как показывает практика других богатых сырьевыми ресурсами стран, делала экономику Туркменистана в определенной степени уязвимой от конъюнктуры внешнего рынка, а также с учетом безопасности маршрутов поставки энергоносителей. Поэтому, с первых лет обретения независимости в Туркменистане хорошо осознавали необходимость диверсификации национальной экономики, опережающего развития мультипликативных отраслей и производств, таких как, например, строительство, текстильная, легкая и пищевая промышленность, а также отраслей инфраструкуры. 

Использование прибыли, получаемой от экспорта нефти, газа, продуктов их переработки, на развитие новых отраслей экономики, нашло свое отражение во всех программных документах, и, как следствие, в практических итогах социально-экономического развития.

Нельзя не отметить, что, обладая колоссальным ресурсным потенциалом, значительной территорией, при этом, следуя поставленным целям, за годы независимости Туркменистан сумел сделать гигантский рывок вперед. Так:

  • К 1991 году Туркменистан представлял из себя преимущественно сырьевой регион со слабо развитой обрабатывающейся промышленностью.

  • В составе бывшего СССР по добыче газа Туркменистан стоял на втором месте, по добыче нефти - на четвертом и по производству хлопка-сырца - на втором месте.

  • В Туркменистане перерабатывалось только 3% производимого хлопка-сырца и 8% выращиваемых овощей и фруктов. Основой экономики были: добыча энергоресурсов, сельское хозяйство и энергетика на дешевом углеводородном сырье.

  • В бывшем СССР на долю Туркменистана приходилось всего 0,4% промышленного производства, 1% производимой сельскохозяйственной продукции и 0,7% национального богатства. При этом в Туркменистане почти не выращивались собственные зерновые (в середине 1980-х годов в среднем выращивалось только около 250 тыс. зерновых невысокого качества, которые в массе своей шли на корм скоту).

  • До 1991 года в Туркменистане осуществлялась только первичная переработка хлопка, а промышленная - уже в центральных районах бывшего СССР.

  • В настоящее время  Туркменистан осуществляет промышленную переработку более 50% выращиваемого хлопка, что достигнуто за счет глубокой диверсификации структуры отрасли. Причем, Туркменистан сумел стать примером формирования вокруг монокультуры хлопка современной инфраструктуры с глубоким уровнем переработки сырья и высоким качеством селекции. Являясь, как отмечено выше, одним из мировых лидеров по производству хлопка-сырца, Туркменистан сумел в значительной степени отойти от экспорта сырья, став одной из первых за счет создания в стране практически с нуля текстильной промышленности (80% продукции, поставляемой в страны Европы и СНГ, составляет именно туркменский текстиль).

  • После 1991 года в аграрном секторе Туркменистана, помимо хлопководства, стратегической отраслью, как уже было отмечено выше, постепенно стало и зерноводство. В 2016 году, например, наряду с более 1,7 млн. тонн хлопка также было собрано более 1,6 млн.  тонн зерна.

  • За прошедшие с момента обретения независимости более четверть века:

  • Освоено более 144 миллиардов долларов США капиталовложений, направленных в основные производственные фонды страны. Построены и введены в эксплуатацию около 600 крупных объекта производственного и важного инфраструктурного назначения.

  •  Высокими темпами развивается отечественная индустриальная сфера. Объем промышленной продукции увеличился более чем в 7 раз.

  •  Производство сжиженного природного газа возросло в 23 раза. В настоящее время в Туркменистане добывается 70-75 млрд. м3 природного газа, более 10 млн. тонн нефти, на дешевом сырье производится около 17 млрд. киловатт часов электроэнергии.

  • В структуре ВВП Туркменистана доля промышленности превысила 1/3, что почти в паритете с долей строительной индустрии. При том, что за последние четверть века существенно снизилась ранее доминировавшая доля сельского хозяйства, что, при опережающем росте доли транспортных и коммуникационных услуг является признаком общей индустриализации экономики страны.

  • Национальной программой социально экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы предусмотрено к 2020 году достичь 40% доли промышленности в ВВП страны, а к 2030 году уже 45%.

  • Если до 1991 года Туркменистан не осуществлял самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, то в 2017 году торговыми партнерами Туркменистана являлись почти 120 стран мира, из них основные партнеры: КНР, Турция, Иран, РФ, ОАЭ, Италия, Афганистан, Великобритания, Япония и Южная Корея.

Наряду с изложенным выше отметим и меры государственной поддержки в обеспечении населения жильем, которые являются важной многолетней составляющей социальной политики государства. Гражданам Туркменистана предоставляются целевые льготные банковские кредиты для оплаты части стоимости жилья при его покупке со сроком погашения до 30 лет и годовой ставкой 1%, при этом предоставляется отсрочка на 5 лет по выплате основного долга, что имеет мало аналогов за рубежом.

Помимо официальных статистических показателей и аналитической информации официальных органов, для всестороннего анализа в контексте цели настоящего материала, их содержат также издания зарубежных и международных организаций, которые достаточно востребованы.

Например, в пресс-релизе МВФ от 16.07.2017 года была дана положительная оценка принятых официальными органами Туркменистана мер политики за предшествующие два года для содействия стабильному росту и адаптации к неблагоприятным внешним условиям, особенно к снижению цен на нефть и газ. Отмечено, что темпы роста остаются стабильными свыше 6% в течение примерно последних трех лет. Дефицит государственного бюджета находится на низком уровне, 1¼% ВВП в 2016 году.

Вместе с тем, также отмечено необходимость в дополнительной корректировке экономической политики, чтобы снизить дефицит счета текущих операций, наряду с проведением реформ для обеспечения уверенного, устойчивого и всеобъемлющего роста.

Необходимость снижения дефицита счета текущих операций определена приоритетной задачей страны на ближайший период. Пакет мер политики, включающий сокращение расходов на государственные инвестиции, замедление роста кредита и снижение обменного курса, способствовал бы проведению необходимой корректировки политики.

Хотя на данном этапе режим фиксированного обменного курса, по нашему мнению, остается обоснованным, в среднесрочной перспективе большая гибкость обменного курса помогла бы адаптироваться к внешним шокам и изменениям макроэкономических условий и при этом заложить основу для модернизации основы денежно-кредитной политики.

С приобретением независимости приоритетная роль в рыночных преобразованиях в Туркменистане была отдана государственному регулированию экономики, что заметно отличается от практики многих других стран. Видимым отличием "туркменской" модели перехода к рынку стала ее поэтапная реализация, сохранение ведущей роли государства в управлении экономическими процессами, сильная государственная поддержка социально незащищенных слоев населения, а также эффективная инвестиционная политика. Принимаемые в стране программные документы основаны на понимании отрицательного воздействия на экономическое развитие насильственного разрушения государственного сектора, а также понимания значения социальной политики как важного составляющего рыночных реформ, недооценка которого влечет социальную напряженность и противостояние, что, в свою очередь, приводит к дискредитации самих реформ.

В связи с этим, наряду с созданием фактически заново реального сектора экономики, новых для Туркменистана и конкурентоспособных в мировом хозяйстве отраслей и производств, в стране осуществлялась приватизация и реально идет процесс создания рыночной инфраструктуры. 

В результате, и учитывая благоприятно сложившийся ранее в 90-е годы для страны уровень цен на углеводородные ресурсы на внешнем рынке, по основным макроэкономическим показателям Туркменистан уже в 1997 года превысил уровень 1991 года, причем экономику страны практически не затронул финансовый кризис 1998 года. Если в 1992 году реальный ВВП на душу населения в Туркменистане в 12-15 раз отставал от аналогичных показателей в индустриально развитых странахто в настоящее время такой значимый разрыв устранен. В 2016 году по данным The World Bank этот показатель уже соответствует показателям группы стран с доходами выше среднего уровня, составив 6,389.3 долл. США, что, например, в 4,3 раза меньше, чем в Кувейте, но в 3,1 раза и 1,65 раза выше, чем соответственно в Узбекистане и в Азербайджане.

Несмотря на рыночные преобразования, характерными чертами современного Туркменистана продолжает оставаться серьезная роль государственного сектора (по ряду экспертных оценок, примерно 60% ВВП страны производится в государственном секторе) и высокий уровень государственного регулирования экономики, что закреплено на законодательном уровне. Государством сохраняется практически полный контроль над базовыми отраслями экономики: нефтегазовой, энергетической, нефтехимической, химической, транспортно-логистической, банковско-финансовой системой. Такой подход позволяет использовать активы государства для решения насущных социально-экономических проблем.

Все программы (общенациональные и отраслевые, исполненные и реализуемые) социально-экономического развития страны за последние более чем четверть века основаны на широком использовании преимуществ индикативного (рекомендательного) планирования, как эффективной формы государственного регулирования в условиях рыночных отношений. В настоящее время это, прежде всего:

— Национальная программа Президента Туркменистана по преобразованию социально-бытовых условий населения сел, поселков, городов этрапов и этрапских центров на период до 2020 года;

— Национальная программа социально экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы;

— Программа совершенствования сферы трудовой занятости и создания новых рабочих мест в Туркменистане на 2015-2020 годы;

— Программа развития инновационной деятельности в Туркменистане на 2015-2020 годы;

— Программа подготовки научных кадров в Туркменистане;

— Государственная программа повышения эффективности научных исследований и инновационных технологий в Туркменистане на 2017-2021 годы;

— Программа Прези­дента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 2018-2024 годы;

— Программа совершенствования системы трудоустройства молодых специалистов в Туркменистане на 2018-2020 годы.

Общегосударственные и отраслевые программы, концепции и планы, реализуемые в настоящее время (всего около 70) в Туркменистане, определяют качественно более высокий уровень социальной составляющей преобразований в экономике. Акцент делается на повышение экономичности, эффективности, производительности и экологической составляющей (economy-effectiveness-efficiency-ecology), что соответствует Целям в области устойчивого развития ООН до 2030 года.

В этом контексте интересен ряд макроэкономических показателей итогов развития Туркменистана по итогам 2017 года, которые были приведены на расширенном заседании Кабинета Министров Туркменистана от 26.01.2018 года.

— рост ВВП – более 6,5%;

— объем инвестиций в экономику страны - около 50 млрд. долл. США;

— в стране возводится около 1700 крупных объектов общей стоимостью свыше 42 млрд. долл. США;

— освоено за счет всех источников финансирования капвложений на сумму 49,8 млрд. манатов;

— велось строительство многочисленных объек­тов, из которых 48,5% - производствен­ного и 51,5% - социально-культурного назначения.

Только в 2018 году планируется сдать в эксплуатацию 65 крупных объектов и сооружений производственного и социального назначения.

Все эти показатели говорят о последовательной реализации курса развития экономики Туркменистана на перспективу в соответствии с поставленными целями и задачами согласно общенациональным программам развития страны.


Председатель Союза Экономистов Туркменистана 

кандидат экономических наук Юрий Аронский

04 июл 2018, 17:19
Источник фото: Сentralasia.news

Живая история Туркменистана. Аналитика, мнения экспертов, репортажи - на нашем канале в Яндекс.Дзен
Читать все новости Туркменистанa