Эксперт подчеркнул, что прорыв боевиков в Центральную Азию вполне реален.
Движение «Талибан» (террористическая организация, запрещённая в РФ) в последние недели развернуло бурную деятельность в Афганистане. Уход американцев из этого государства стал импульсом для талибов. Под контроль постепенно берутся афганские провинции. Дело дошло до того, что 300 пограничников сбежали в Таджикистан.
Разумеется, такая активность агрессивной группировки вызвала беспокойство у сопредельных Узбекистана и Таджикистана. «Раскаленная» граница, потоки беженцев тайное проникновение боевиков — все это никак не вяжется со стремлением Душанбе и Ташкента развивать экономику и интегрироваться в международные процессы. Ситуацию в Центральной Азии редакция CentralAsia.news обсудила с независимым экспертом Евгением Кудряцем.
«Слабость» США придала уверенность
Материал был бы неполным без краткой оценки нынешнего «Талибана». Говоря про политический аспект, собеседник констатировал, что террористическая организация снова набрала вес. По мнению талибов, будущее Афганистана будет невозможным без их участия. Кудряц не исключил, что представители этой структуры могут войти в состав коалиционного правительства.
Подъему террористической организации способствовал уход американцев. Тут дело даже не в физическом аспекте. Ведь идеология, какие-то идеи и догмы весьма сильны в афганском обществе. Эксперт считает, что талибы посчитали уход проявлением слабости Вашингтона, поэтому и «подняли головы».
Собеседник также обратил внимание на небольшой нюанс. В составе движения есть не только разыскиваемые террористы, но и люди, которые способны к диалогу. Например, с представителями «Талибана» встречались российские власти. Все это свидетельствует о том, что Кабулу уж точно придется считаться с этим движением.
Логично, что любой организации такого масштаба, даже террористической, нужны солидные деньги. Какими-то 50 миллионами долларов в год тут не обойтись. Евгений Кудряц констатировал, что нет точных данных о бюджете «Талибана». Установить всех спонсоров — тоже не простая задача. Однако есть источник притока долларов, который никогда не был секретом.
— По данным BBC, годовой доход этой организации может достигать 1,5 миллиардов долларов. Тут возникает закономерный вопрос: откуда берется такая баснословная сумма? Ответ прост: львиную долю доходов «Талибана» составляет продажа наркотиков. Талибы контролируют многие районы, где выращивают мак, из которого делают опиум. По данным американцев, наркотики составляют 60% от общего дохода движения. Дополнительный источник прибыли — шахты и природные заповедники Афганистана, — отметил эксперт.
Несмотря на активность, нет точных данных о количестве участников движения. По приблизительным оценкам, их может быть 70-100 тысяч человек. При этом, численность афганской армии составляет 200 тысяч военных.
Заявление Камилова и оценка Таджикистана
Набравшие мощь талибы могут представлять угрозу для Таджикистана и Узбекистана, отметил эксперт. Он также обратил внимание на необычное заявление главы узбекского МИД Абдулазиза Камилова. По словам собеседника, министр сказал, что не считает «Талибан» террористической организацией. Учитывая репутацию движения, немало людей в Узбекистане были удивлены его заявлением. Эксперт не исключает, что министерство могло просигнализировать о возможности вести переговоры с террористической структурой.
В Душанбе также следят за ситуацией в сопредельном государстве.
— В Таджикистане активизация талибов на границе вызывает озабоченность, хотя не все разделяют точку зрения о могущественности и силе этой организации. В любом случае, и Таджикистану, и Узбекистану необходимо не терять бдительность. Прорыв на их границах со стороны «Талибана» вполне реален. Укрепление границ — одна их первоочередных задач, а насколько страны готовы к такому сценарию с прорывом талибов — покажет время», — считает эксперт.
Кудряц отметил, что есть несколько сценариев дальнейших событий в Центральной Азии. Существует вероятность, что «Талибан» может принести проблемы Киргизии. Разумеется, Россия не оставляет без внимания активность талибов. Москва по линии МИД контактирует с движением. Собеседник надеется, что уход американцев не толкнет РФ на ошибку 1979 года. Он убежден, что в ситуации с «Талибаном» куда разумнее пользоваться «дипломатическим арсеналом».