Известный туркменский историк Джума Оразклычев поведал о связующих доминантах исторических корней туркмен с современными процессами.
Старший сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана, кандидат исторических наук, постоянный автор издания CentralAsia.news Джума Орызклычев 23 августа выступил на источнике со своей очередной работой. В статье учёный рассказывает, как бережно переносится опыт туркменской государственности в современные реалии и о самой сельджукской модели империи профессионалов.
Воспитание на традициях славных предков
Молодежный вопрос является значимым для каждой страны, но для Туркменистана в особенности, так как половина его населения моложе 20 лет, и в своей новейшей истории Туркменистан особое внимание уделяет молодежной политике, как важнейшей составляющей успешности государства.
Закон Туркменистана о государственной молодежной политике, принятый 2013 году, подчеркивает, в качестве базового требования, необходимость создания в стране условий для всестороннего развития личности. Строя новые школы и открывая современные высшие учебные заведения мирового уровня, как например, Международный университет гуманитарных наук и развития или Инженерно-технологический университет им. Огуз хана, Туркменистан уверенно идет в фарватере блистательного опыта Великой Сельджукской империи и берет на вооружение многое из того, что доказало свою эффективность.
Величайшая империя, превзошедшая Римскую
Человечество пережило множество империй, то есть крупных многонациональных образований, объединенных единой идеологией, но больше всех восторгаются «всемирной» Римской империей, население которой в лучшие годы достигало 65 млн. человек. Максимальная площадь Римской империи за всю ее историю составляла 5 млн. кв. км.
В отличие от Римского государства, более мощнее была Великая Сельджукская империя с населением 150 млн. человек и площадью 10 млн. кв. км. Эта империя отказалась от политики воинственного покорения соседей и, строя универсальное государство, заботилась о создании не одного, а нескольких равнозначных центров, исключив тем самым даже повод думать о существовании метрополии и колоний.
Это был смелый эксперимент. Теоретически схожей с сельджукской моделью является «Республика» древнегреческого философа Платона, ученика Сократа. Платона вдохновил опыт Спарты, уникального государства эллинского мира. Спартанская система очень похожа на сельджукскую, и при сравнении обнаруживаются некоторые параллели. Например, обе системы считали воспитание молодежи делом первостепенной государственной важности. Но спартанцы контролировали всего лишь третью часть полуострова Пелопоннес, а под властью Сельджуков была громадная территория от Средиземноморья до китайской границы.
Политический талант и философия Сельджук бека
Все началось с Сельджук бека, который, воспитывая своих внуков Давута Чагры бека и Мухаммеда Тогрул бека, смог дать им широкий философский взгляд на мир, благополучие в котором зависит от мудрого правления.
Талант наставника Сельджук бека дал всходы, когда его воспитанники, встав в XI веке у руля нового государства, носящего его имя, стали последовательно воплощать в жизнь особую, не знавшую прецедента, концепцию справедливой империи, в которой ценят профессионалов. В реализации именно этой уникальной государственной модели и заключается секрет триумфа Великой Сельджукской империи.
Прежде всего, Сельджуки знали, что власть может быть прекрасной только над свободными людьми, и это больше соответствует добродетели, нежели господство над рабами. Не может государство быть счастливым, если правитель заставлял граждан упражняться только в том, что нужно для подчинения соседей. Страны, вливавшиеся в состав Великой Сельджукской империи, становились полноправными субъектами государства, и новые граждане чувствовали себя такими же свободными, как и создатели империи — туркмены.
Важнейший вопрос в стратегии Сельджуков
Сельджуки прекрасно понимали, что сильному государству нужны сильные профессионалы во всех сферах, только тогда можно рассчитывать на процветание. Вопрос подготовки кадров становится важнейшим в политике Сельджуков. Кардинально реформируется вся образовательная система, медресе превращаются в полноценные университеты, которые растут в империи, как грибы после дождя, и помимо теологов, выпускают математиков, физиков, астрономов и философов.
Способные кандидаты, у которых никто не спрашивал, какой они национальности, попав в поток, чувствовали, что все, что от них требуется — это прилежание. Остальное империя сделает сама, так как государственные институты были схожи с конвейером, в котором достойных система толкала вперед, остальных же она жёстко отсеивала. Трудолюбивые занимали высшие государственные посты, становились супругами принцесс. Ленивые, заслуживающие лишь презрения, оставались внизу.
Преимуществами сельджукской методики подготовки были, с одной стороны, строжайшая дисциплина, в сравнении с которой спартанские условия покажутся воскресным пикником, а с другой — постоянная опора на честолюбие. Каждый поступавший на учебу знал, что успешность его жизни зависит только от его усердия, у него не было ни малейшего сомнения в том, что его знания и способности будут востребованы государством.
«Судьбы империй зависят от воспитания молодёжи»
Сельджукская молодежная политика очень быстро дала свои результаты, и не только количество, но и уровень готовых служить империи высококвалифицированных специалистов неуклонно возрастали. Вот почему при Сельджуках расцвела экономика и торговля. Научная мысль достигла высот, к которым Европа приблизилась лишь через несколько столетий, а в искусстве были созданы шедевры, которые вызывают восхищение до сих пор, спустя почти тысячу лет!
Сельджукская концепция империи профессионалов основывалась, прежде всего, на профессиональном подходе к своей миссии самих султанов. Сельджуки же были императорами с неограниченной властью и активно внедряли свою доктрину в жизнь.
Сельджук бек смог вложить в своих потомков философскую мудрость, выраженную Аристотелем в следующих словах: «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи». И сельджукские императоры, воспитанные на кодексе чести Сельджук бека, никогда не забывали, что они, прежде всего, воины, и даже становясь гражданскими правителями, продолжали сражение за благополучие подданных и процветание страны, где для победы, как воздух, необходима армия профессионалов.